Возникновение Петрова поста относится к раннему периоду Православной Церкви. Первоначально этот пост носил название поста Пятидесятницы.
В апостольских постановлениях упоминается о церковном установлении этого поста: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Этот пост утвержден в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. Подготовка к этому дню памяти апостолов в Православной Церкви предполагает пост и молитву. Окончательное утверждение он получил во времена равноапостольного Константина при создании в Константинополе и Риме храмов в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня по старому стилю или 12 июля по-новому. С этого времени этот день стал особенно торжественным как день окончания поста.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают свтт. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Начальная граница этого поста подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи, поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
Кроме прямого назначения – подготовки к празднованию дня памяти апостолов Петра Павла, этот пост рассматривается в контексте годового цикла христианской жизни. Святой Лев Великий пишет, — «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением». После святых и радостных дней, празднуемых христианами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, принято проходить поприще поста.
Итак, этот пост заповедан, чтобы предохранить православных христиан от беспечности, в которую очень могут впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которой они пользовались и ради подготовки к празднованию дня памяти апостолов Петра и Павла.
Просмотры (123)