25 (12) декабря. Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец.

Православная Церковь является Вселенской, объединяющей православных христиан разных государств, народов, национальностей, а для конкретного государства —  объединяющей епархии и приходы в единую Церковь Христову. Чтобы не впасть в состояние приходской или национальной изолированности, православные должны ощущать сою причастность ко всему, что происходит в Поместной и Вселенской Церкви. Официальным лицом, поставленным для выражения интересов поместной Церкви является Патриарх. Поэтому каждому прихожанину важно знать, что Церковь считает важным, раскрывая это устами Патриарха.

22 декабря 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В данной статье мы приводим основное содержание доклада Патриарха, в котором характеризуются результаты трудов РПЦ в уходящем году и обозначаются перспективы пастырского делания на следующий год. (Доклад приводится в сокращении).

 ДОКЛАД

ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Преосвященные Владыки,

всечестные отцы и матушки игумении,

братья и сестры!

В канун гражданского новолетия мы вновь собрались с вами, чтобы осмыслить результаты наших трудов в уходящем году и обсудить дальнейшие пути нашего пастырского делания.

*  *  *

Грядущий 2017 год — это особый год для нашей Церкви и всех стран канонической ответственности Московского Патриархата. Этот год связан с воспоминанием о событиях вековой давности, когда нашу страну потрясли две революции. К власти пришли радикальные политические силы, в основе программы которых лежали идеи атеизма и материализма. Революционные события 1917 года повлекли за собой слом традиционного уклада жизни и обернулись страшными последствиями: продолжительной и кровопролитной Гражданской войной, вынужденным исходом множества наших соотечественников за рубеж, массовыми репрессиями новой власти в отношении несогласных. Русская Церковь подверглась в минувшем столетии беспрецедентным по масштабу гонениям: страдания за Христа приняли десятки тысяч верующих, множество епископов, клириков, монахов и мирян, были закрыты или разрушены многие храмы и монашеские обители, подверглись поруганию или были уничтожены православные святыни.

Осмыслить причины катастрофы 1917 года, сделать выводы из последовавших за ней событий — задача не теоретическая, а практическая. При ее решении важно избегать как принижения или забвения подвига нашего народа, всего того светлого, что имело место в прошедшие годы, так и умаления и затушевывания бед и нестроений, которые претерпела наша Родина после 1917 года.

Один из важных уроков минувшего столетия состоит в том, что общество, построенное на противлении Богу и Его вечному нравственному закону, обречено на саморазрушение. Об этом необходимо вспомнить сегодня, когда в ряде государств жизнь народа и систему общественных отношений пытаются выстроить, маргинализуя при этом религию. Наша пастырская миссия, наши ежедневные труды приобретают в этой перспективе историческое измерение.

Будучи соработниками и служителями Господа, мы призваны стучаться в дверь каждого человеческого сердца, дабы приобщить людей ко Христу, поделиться с ними опытом жизни в молитве и доброделании, разделить с ними радость о Святом Духе. Мы призваны возвышать наш пастырский голос, свидетельствуя о непреходящей значимости Евангелия Христова. В нынешнее время, когда еще недавно казавшиеся условными национальные, социальные, государственные границы становятся трудно преодолимыми барьерами между отдельными людьми и целыми народами, когда в обществе нарастает напряженность, пастырское служение должно особенно проявлять себя как служение сострадания и утешения, мира и исцеления.

Помимо традиционного сообщения о служении Патриарха и подведения итогов исполнения наших прошлогодних постановлений, я хотел бы посвятить сегодняшний мой доклад и наше общение именно пастырским темам. В ходе общецерковных мероприятий, прошедших в этом году, я имел возможность высказаться по вопросам, связанным с образованием, монастырями, социальным деланием, молодежной работой, информационной деятельностью. Поэтому я не буду сегодня дополнительно затрагивать эти темы, но призываю всех вас, а особенно викариев и настоятелей, продолжать осмыслять свою деятельность по перечисленным и другим направлениям церковной жизни.

* * *

О деятельности Патриарха в 2016 году

В начале нынешнего года — 2-3 февраля — прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Более 300 архипастырей съехались в Москву для совместной молитвы и обсуждения насущных вопросов.

Главной темой Освященного Собора стала:

1 — подготовка тогда еще ожидаемого Всеправославного Собора;

2 — вопросы, связанные с так называемыми екатеринбургскими останками. Собор определил, что «решение о признании или непризнании “екатеринбургских останков” святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии».

3 — Архиерейский Собор выразил поддержку епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви в их самоотверженном подвиге. Члены Собора обратились ко всей Полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви. Вновь и вновь призываю вас, дорогие Владыки и отцы, к усиленному молитвенному предстательству о наших братьях и сестрах на украинской земле.

4 — важным деянием Собора стало причисление к лику святых для общецерковного почитания архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) и включение в общецерковный месяцеслов тридцати трёх местночтимых святых.

На экстренных совещаниях Священного Синода разбирались следующие вопросы:

— обсуждение ситуации, связанной с проведением Собора на Крите;

— выполнение решений Архиерейских Соборов и Священного Синода в области духовного образования и деятельности воскресных школ.

В уходящем году в сфере межправославных отношений особенно заметной была тема подготовки Всеправославного Собора. Позиция Русской Церкви была простой и открытой: мы готовы трудиться над подготовкой Собора как видимого свидетельства единства Православной Церкви. Готовы всеми силами содействовать разрешению тех проблем, которые ещё оставались неразрешёнными и могли помешать проведению Собора. Речь шла о проблеме отсутствия общения между двумя древними Патриархатами, о недостатках в содержании проектов соборных документов, о недоработках с организационной стороны. Не по нашей вине эти проблемы, к сожалению, не удалось своевременно разрешить. Мы неоднократно обращали внимание на неэффективность механизма предсоборного процесса. Как известно Болгарская, Грузинская, Антиохийская Церкви отказались от участия в Соборе в ранее предполагавшиеся сроки и призвали перенести его проведение на более позднее время (первоначально к тому же призывала и Сербская Церковь). Поскольку все решения на Соборе должны были приниматься консенсусом всех Поместных Церквей, стало очевидно, что достижение такового в сложившихся условиях оказалось невозможным. По этой причине участие в Соборе Русской Церкви стало нецелесообразным.

Тем не менее, 18-26 июня на острове Крит состоялся Собор, в котором приняли участие представители десяти Поместных Церквей. В связи с тем, что этот Собор не выражал единогласного мнения всех святых Божиих Церквей, он не может быть признан Всеправославным, а его решения – безусловно обязательными для всех Православных Церквей.

Священный Синод поручил Синодальной библейско-богословской комиссии внимательно изучить документы Критского Собора. С учетом результатов этого изучения в будущем году Синод, а затем, полагаю, и Архиерейский Собор дополнительно рассмотрят вопрос нашего отношения к принятым на Крите документам.

Геноцид христианского населения, устроенный террористами на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки, стал главной причиной моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года в международном аэропорту города Гаваны на Кубе. В Совместном заявлении, которое мы подписали по итогам встречи, содержится призыв к мировому сообществу сделать все возможное для прекращения насилия в ближневосточном регионе. Этого нельзя добиться без скоординированных действий всех сил, противостоящих экстремизму. Актуальность нашего совместного обращения стала еще более очевидна в контексте обострения ситуации вокруг Алеппо, обнажившей противоречия между антитеррористическими коалициями разных стран.

В заявлении нашли свое отражение все те проблемы, по которым у православных и католиков общая или близкая позиция. Важное место в документе занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. Подчеркивается необходимость православно-католического сотрудничества по защите христианских основ европейской цивилизации, традиционного понимания семьи, неотъемлемого права на жизнь и уважения человеческого достоинства.

Большое значение имеет содержащееся в Совместном заявлении осуждение унии. Впервые в истории глава Римско-Католической Церкви официально заявил, что «метод униатизма… не является путем к восстановлению единства».

Вся полнота вселенского Православия была представлена на состоявшихся в нашем стольном граде торжествах, которые позволили нам не только вместе помолиться и совершить Божественную Евхаристию, но и братски обсудить вопросы общеправославного значения, включая положение христиан на Ближнем Востоке и на Украине. Важными были и состоявшиеся в ходе праздничных мероприятий встречи с Католикосом-Патриархом всех армян Гарегином, шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде, кардиналом Куртом Кохом.

В 2016 году отмечалось 1000-летие присутствия русских монахов на Святой горе Афон. Во многих епархиях, в том числе и Московской, прошли праздничные мероприятия, были организованы паломнические поездки, проводились научные конференции и выставки. В некоторых из них я принял участие лично.

С 27 по 29 мая состоялась паломническая поездка на Святую гору делегации Московского Патриархата во главе с Патриархом. В юбилейных торжествах на Афоне принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин.

Историческим событием стало принесение с 20 августа по 24 сентября в пределы Московского Патриархата ковчега с главой преподобного Силуана Афонского и чудотворной иконы Господа Иисуса, по молитвам перед которой святому было явление Спасителя. Святыни, никогда прежде не покидавшие пределы Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, побывали в 9 городах Белоруссии и России [Минск 20-31 августа, Брянск 31 августа – 3 сентября, Орел 3–6 сентября, Елец 6–8 сентября, село Шовское Липецкой области 8–9 сентября, Тамбов 9–12 сентября, Екатеринбург 12–15 сентября, Санкт-Петербург 15–19 сентября, Москва 19–24 сентября.], где им поклонились более 300 тысяч верующих.

Встреча афонских святынь 19 сентября в Москве открыла основную программу торжеств в Первопрестольном граде. Помимо культурно-просветительских мероприятий в эти дни прошло Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, в том числе пленарное заседание под моим председательством.

Важными событиями истекшего года стали также: XXIV Международные Рождественские чтения, VI Общецерковный съезд по социальному служению, II Международный православный студенческий форум и VII Международный фестиваль «Вера и слово», I Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви (предыдущий съезд регентов, не носивший международного характера, состоялся в 1908 году).

Среди обязанностей Патриарха — поддержание на высоком уровне взаимоотношений Русской Православной Церкви с государствами, находящимися на территории канонической ответственности Московского Патриархата, и руководством других стран.

В текущем году Глава Российского государства выступил с инициативой создания Общества русской словесности и обратился ко мне с предложением возглавить работу этой организации.

Надеюсь, что деятельность Общества будет способствовать сохранению и развитию русского языка и литературы, а также поможет преодолеть кризисные явления как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и литературы.

Об исполнении решений епархиального собрания 2015 года

Ежегодно на епархиальных собраниях мы обсуждаем вопросы катехизации, приходского консультирования и приходской просветительской деятельности в целом. За несколько лет произошли большие сдвиги по всем этим направлениям. Большинство из тех, кто обращается в храм с просьбой о Крещении, уже воспринимает катехизацию как норму. Полагаю, что в Москве постепенно формируется одна из лучших катехизических и просветительских практик среди епархий Русской Православной Церкви. Сердечно благодарю всех вас за ваши труды в этой сфере.

Первые плоды наших усилий не должны стать причиной дальнейшей бездеятельности. Помня слова апостола «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп. 3, 13), мы должны и далее совершенствовать катехизическую практику и приходское консультирование. Помощь людям в осмысленном вхождении в Церковь Христову — это одна из наших первостепенных задач.

Предметом обсуждения остается количество, длительность и содержание катехизических бесед. Так, Преосвященный епископ Подольский Тихон в записке, представленной мне к епархиальному собранию, отмечает, что «современная практика предкрещальной катехизации порой различается настолько, сколько существует приходов в городе Москве — от одной беседы “все о христианстве за 10 минут”, непосредственно в день совершения Крещения, до многодневных огласительных бесед». Владыка Тихон предлагает «упорядочить практику огласительных бесед». В связи с этим напоминаю, что согласно общецерковным установлениям, принятым еще в 2011 году, крещение взрослого человека или ребенка старше 7 лет предваряется не менее, чем двумя полноценными огласительными беседами, а также беседой со священником, в которой оглашаемый призывается к раскаянию в грехах, содеянных до крещения. Если же речь идет о крещении младенца, то для родителей и будущих крестных предусмотрено не менее двух полноценных катехизических бесед. Подчеркиваю: речь идет о минимуме. Поручаю Преосвященным, управляющим викариатствами, и отцам благочинным тщательно наблюдать за тем, чтобы эти установления соблюдались неукоснительно.

Епархиальное собрание 2015 года, кроме прочего, постановило следующее: «Желательно прийти к разумному единообразию в практике проведения огласительных бесед путем составления общеепархиального методического пособия» (пункт 8 Постановлений). 13 октября во все викариатства в качестве вспомогательного материала было разослано Пособие по оглашению, разработанное общими усилиями архиереев, клириков и мирян нашей епархии. В Пособии содержится ряд практических рекомендаций катехизатору по проведению огласительных бесед, их возможная логическая структура, а также вспомогательный и раздаточный материал. Надеюсь, что эта разработка поможет приходским священникам и катехизаторам.

Продолжается работа над пособием для бесед перед совершением Таинства Венчания. Его создание также было предписано прошлогодним собранием (пункт 9 Постановлений). Рабочая группа под руководством владыки Пантелеимона составила первый проект, который сейчас находится на рецензии. Полагаю, что окончательный текст будет подготовлен в течение следующего полугодия.

Обращаю ваше внимание, что упомянутое ранее Пособие по оглашению носит ориентировочный, рекомендательный, а не обязательный характер. Не могу согласиться с радикальными предложениями полностью унифицировать катехизические беседы. Необходимо, насколько это возможно, учитывать различия между людьми: по образованию, по уровню восприятия, по возрасту. Невозможно выстроить унифицированную практику просветительской деятельности и по той причине, что в одних храмах на катехизические беседы приходит по 10-15 человек в неделю, а в других — по столько же в месяц. В первом случае может быть предпочтительно проводить катехизические беседы в форме общих лекций, с последующей вопросно-ответной частью. Во втором случае ничто не мешает проводить отдельные беседы с каждым желающим. У приходов должна оставаться определенная свобода в организации катехизической работы. Безусловно, эта свобода не должна приводить к недопустимой бездеятельности или к формализму.

Епархиальные собрания 2014 и 2015 годов указывали на необходимость вести систематическую работу по обучению приходских миссионеров-катехизаторов. К середине апреля сего года епархиальный совет обобщил информацию об уровне подготовки приходских миссионеров. В первую очередь курсы должны пройти те приходские сотрудники, которые не имеют ни специального, ни богословского образования. Затем — те, которые обладают богословским, но не специальным образованием. Едва ли за год можно будет обучить всех, однако прошу Преосвященного епископа Воскресенского Савву позаботиться, чтобы курсы охватили возможное больше число сотрудников.

Викариатства и приходы деятельно откликнулись на призыв епархиального собрания приложить дополнительные усилия для развития еще одной традиционной формы просветительской работы: издания и распространения просветительских листовок (пункт 10 Постановлений). По итогам прошедшего года на всех приходах Москвы было роздано в общей сложности 727 910 листовок (данные на 1 декабря).

Москворецкое благочиние предлагает разработать на общеепархиальном уровне «образцы просветительских листовок, посвященных великим праздникам Православной Церкви, при этом оставляя некоторую свободу для каждого отдельного прихода», а также «образцы листовок, для объяснения церковных Таинств». Речь идет о подборке общих макетов, которые каждый храм сможет печатать без изменений или с добавлением собственной информации.

Еще одним пожеланием епархиального собрания 2015 года в сфере просвещения было «составление Издательским советом списка с тематическим ассортиментом приоритетно рекомендуемой для приходов литературы» (пункт 7 Постановлений). Сообщаю вам, что такой список составлен и в скором времени будет распространен в приходы. Подчеркиваю, что список носит рекомендательный характер.

Прошлогоднее епархиальное собрание признало полезной аттестацию воскресных школ. Собрание определило, что результаты аттестации «должны привести к формулированию задач по улучшению качества работы воскресных школ» (пункт 4 Постановления епархиального собрания).

Важной для всех нас темой остается преподавание Основ православной культуры. В прошедшем году во все приходы были переданы материалы с презентацией православного культурологического модуля. С февраля методисты и представители духовенства викариатств посещали родительские собрания по выбору модулей комплексного учебного курса «Основы светской этики и религиозных культур». Радует, что эта практика становится традиционной, и школы охотнее приглашают представителей Церкви для встречи с родителями. Замечу, что посещение собраний хорошо обученным приходским методистом-мирянином подчас приносит больше плодов, чем участие в собрании не совсем подготовленного к тому клирика.

Во всех викариатствах в настоящее время действует система консультативной помощи педагогам, преподающим «Основы православной культуры», работают постоянно действующие семинары.

Благодаря такой слаженной работе на всех уровнях процент выбора модуля «Основы православной культуры» по городу Москве по сравнению с прошлым годом вырос на 6,57% и составил на 2016/2017 учебный год 40,12%.

На протяжении многих лет епархиальное собрание обращается к теме упорядочения практики совершения богослужений на кладбищах и в моргах, в которых, увы, нередко действуют заштатные клирики из других епархий, запрещенные клирики или даже самозванцы, не имеющие права совершать какие-либо священнодействия.

Был установлен определенный порядок совершения отпеваний в московских моргах, который, надеемся, будет способствовать тому, чтобы упомянутая проблема сошла на нет. Моим распоряжением в каждом викариатстве назначены священнослужители, ответственные за совершение треб в моргах.

В материалах, поступивших из викариатств к епархиальному собранию, была затронута тема, которая напрямую не связана с поручениями собраний прошлых лет, однако в значительной степени определяет текущую работу по выполнению решений всех органов церковной власти. Это тема епархиального делопроизводства.

Было предложено упростить схему подачи документов на имя Патриарха и подготовить памятку о порядке делопроизводства, которой викариатства, благочиния и приходы могли бы следовать при направлении тех или иных документов в епархиальное управление города Москвы.

Отдельной проблемой, до сих пор не нашедшей своего окончательного разрешения, является ситуация со священниками, служащими в храмах Москвы на основании командировочных удостоверений. Будучи клириками других епархий, такие священнослужители в силу различных причин оказались в первопрестольном граде и получили благословение на временное служение в том или ином приходе. Прежде зачисления таких священнослужителей в клир Москвы требуется испытательный срок для выяснения их пастырских качеств и способности совершать служение в столице. Если же по истечение испытательного срока выясняется, что его служению в Москве имеются препятствия, клирик должен быть направлен обратно в ту епархию, откуда прибыл.

Прежде, чем обратиться к нескольким важным темам, связанным со служением священника как пастыря, отмечу необходимость пастырских семинаров, которые периодически проводятся в викариатствах. Нередко, правда, эти семинары больше походят на лекцию викария или приглашенного гостя. Между тем важно, чтобы священники обменивались опытом по актуальным вопросам пастырской практики. При такого рода встречах, в известной мере, уместны прения участников. Мне известно, что оживленные пастырские семинары проводятся при ПСТГУ. Считаю полезным проведение в Москве разносторонних пастырских конференций, ориентированных на активный обмен мнениями и посвященных темам, которые нам еще предстоит определить.

Церковная проповедь с учетом особенностей служения в мегаполисе

В Русской Церкви исторически сложилось, что учительное слово является частью богослужебного храмового действа. Другими словами, проповедь воспринимается как неотъемлемая часть богослужения. Несмотря на многообразие внебогослужебных форм просветительской и миссионерской деятельности, именно храмовая проповедь занимает ведущее место в деле просвещения людей светом Христовой истины.

Приходская жизнь в мегаполисе имеет ряд особенностей, которые следует учитывать в служении проповедника. Практически все столичные приходы не имеют четких границ — ни территориальных, ни соответствующих социальным, профессиональным, возрастным и многим другим различиям в обществе. Как правило, молящаяся за воскресной Литургией община весьма разнородна. Бок о бок молятся коренные москвичи и люди, приехавшие за тысячи километров. С теми, для кого русский является родным языком, вместе молятся православные христиане, говорящие на иных языках и наречиях. Взирая с амвона, пастырь видит перед собой как тех, чья жизнь ему хорошо знакома, так и тех, о которых он не знает ничего, или почти ничего.

Учительное слово, обращенное к такой многоликой и многообразной пастве, должно быть поистине универсальным. Для этого проповедник столичного прихода должен обладать широким кругозором, уметь отличать главное и непреходящее в христианском благовестии от культурных особенностей, привнесенных разными историческими эпохами или своеобразием жизни того или иного народа. Наша задача состоит в том, чтобы обратить умы и сердца людей к единому на потребу — к распятому и воскресшему Господу Иисусу.

Раз за разом выходя на амвон, проповедник начинает привыкать к мысли об авторитетности собственных слов. Но в современном обществе такая привычка таит в себе немало опасностей. За последние десятилетия серьезным образом изменилось восприятие людьми публичных выступлений, в том числе церковной проповеди. Сегодня каждое утверждение может быть проверено простым поиском в Интернете, скорость обмена текстовыми сообщениями в социальных сетях может расширить аудиторию любого оратора до немыслимых ранее пределов.

Мы не должны бояться громко возвещать евангельскую истину, в том числе, когда она вступает в противоречие с греховными установками людей. Но мы должны помнить, что нас слушают с рассуждающим и нередко критическим вниманием. Поэтому каждое наше слово должно быть обдуманным и взвешенным. Неудачные и неуместные слова проповеди становятся соблазном для людей, мешают их спасению. Следует воздерживаться от воспроизведения в церковной проповеди не согласующихся со Священным Писанием частных и личных мнений, псевдонаучных мифов, новостей, слухов и даже явно сомнительных с исторической и богословской точки зрения сюжетов агиографической литературы, не говоря уже о политических оценках.

В проповеди необходимо избегать засилья обличительной или менторской риторики. Несомненно, гомилетическое наследие нашей Церкви содержит немало обличений тех или иных пороков и даже исторических личностей, и порой эти обличения бывали весьма острыми и нелицеприятными. Но если именно обличение делается «фирменным стилем» проповедника, то люди начинают воспринимать его слова сначала с раздражением, затем — с досадой и в конце концов — с иронией.

Название главной Книги нашей жизни — Евангелия — означает, что существом проповеди христиан должна быть благая весть. Современный человек слишком часто бывает напуган, подавлен, скован бесчисленным множеством самых разных страхов. Долг пастырей Церкви — научить его побеждать этот страх правой верой, твердой надеждой и деятельной любовью.

Приходская богослужебная практика

В предложениях, поступивших к епархиальному собранию из викариатств и благочиний, от членов епархиального совета, немалое место занимают вопросы, связанные с совершением богослужений.

Исторически все богослужебные уставы возникали не в результате какой-то келейной, теоретической работы, утвержденной потом особо уполномоченным органом в качестве нормы богослужения. Они вырабатывались самой жизнью церковной общины. Уставы отражали обычай, то есть реально сложившуюся практику. А письменная их фиксация помогала потом обучать этой практике последующие поколения. Однако порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви, ее монастырей и приходов, ее членов. С какого-то времени в нашей Церкви такие изменения, происходившие естественным путем, перестали находить отражение в писаном уставе. В точности «по уставу», по печатному Типикону богослужение сегодня не совершается не только ни в одном приходе, но и ни в одном монастыре Русской Православной Церкви. И если бы кто-то вдруг волевым образом решил отменить все те изменения, которые богослужебная практика, то есть сама жизнь Церкви, давно внесла в наше богослужение, и служить буквально так, как писано в Типиконе, то все бы очень удивились и восприняли такую службу как неслыханное новшество.

Понятно, что в приходских храмах исполняется, например, не то число стихир или тропарей канона, которое прописано в Типиконе. Но в одних храмах эти сокращения следуют разумной и практически общепринятой форме, а в других порой не имеют вдумчивого, осознанного характера, что обедняет и искажает наше прекрасное богослужение. В иных же случаях духовенство и вовсе не интересуется тем, что читают и поют на клиросе, полностью отдав эту область на произвол не всегда вполне сознательных в церковном отношении регентов и псаломщиков.

Вместе с тем, действительно было бы полезно собрать и постараться письменно зафиксировать тот «бесценный богослужебный опыт заслуженного московского духовенства».

В Комиссии по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви также находится на рассмотрении вопрос об упорядочении практики совершения уставного богослужения. Пока еще комиссия не пришла к определенному результату своей работы. Считал бы полезным координацию деятельности в этих вопросах между упомянутой Комиссией Межсоборного Присутствия и Богослужебной комиссией города Москвы.

Пастырская этика

На протяжении многих лет причиной нашей особой тревоги было неприветливое отношение отдельных церковных тружеников, да и просто прихожан, к новоначальным, переступающим порог храма. Это стало притчей во языцех, и нередко приступающего к церковной ограде приходилось предупреждать о возможных искушениях, связанных с таким отношением.

Сегодня, надо сказать, эта проблема во многом преодолена — подобное поведение свечниц, сторожей стало скорее нечастым досадным исключением, нежели правилом. Уходят в прошлое мелочные придирки к внешнему виду, к наивным вопросам и неловкости в поведении. Разъясняя, предостерегая, организуя специальные занятия в викариатствах и благочиниях, мы смогли переломить эту тенденцию, и сегодня, несмотря на досадные редкие исключения, в большинстве приходов Москвы приходящих встречают приветливо, с доброжелательной готовностью прийти на помощь.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — говорит Спаситель. Именно этот критерий — наличие или отсутствие любви — во все времена использовался людьми для того, чтобы распознать среди моря мирской суеты и бесчисленного множества ложных ориентиров подлинный ковчег спасения — Господню Церковь, собрание учеников Христовых.

В старшем собрате молодой священник, диакон либо просто приходской труженик — сторож, алтарник, уборщица — должны видеть в первую очередь пример доброго христианского отношения в духе евангельских слов: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 25-26).

Первенство чести, связанное с должностью, саном и иерархическими наградами, в первую очередь предполагает ответственность за младших и даже покровительство им, готовность научить и оказать помощь, не демонстрируя превосходства.

Послушник, молодой клирик, храмовый труженик — это человек, жертвующий Церкви дни своей жизни, силы, знания, умения и способности. Даже к тем, кто находится на самых низких ступенях приходской или монастырской иерархии, отношение должно быть вежливым и братским.

Посредством передачи живого опыта складывается традиция. Тот, кто с самого начала своего церковного служения имел счастье пользоваться уважительным отношением старших, впоследствии и сам будет с уважением относиться к своим подчиненным.

Семейная жизнь священнослужителей

Вставший на трудный брачный путь христианин, и тем более пастырь, должен твердо противостоять искушениям, возникающим в семейной жизни.

Бывает, что при разладе в семье супруга становится инициатором развода. А вот клирик, за исключением оговоренной в канонах ситуации, когда ему изменила жена, не вправе по собственному почину инициировать развод, но обязан предпринимать усилия для сохранения своей малой Церкви. Священнослужитель, как каждый женатый мужчина, призван разделять с супругой труды по уходу за детьми, а также – проявлять к ней внимание, теплоту и заботу. Клирик не должен устраняться от семейных забот под предлогом занятости на приходе.

Важно, чтобы супруги будущих священнослужителей в полной мере понимали, что их ожидает не совсем обычная жизнь. Предложил бы Преосвященным викариям при собеседованиях с кандидатами в священный сан также принимать их жён и выяснять, насколько вся семья готова к новым жизненным обстоятельствам, которые возникнут в случае принятия мужем сана.

Также предложил бы Преосвященным викариям приглашать священнослужителей с женами в дни юбилеев или другие памятные для них дни, поощрять священнические семьи, являющие добрый пример семейной жизни, искать возможности проявлять больше внимания к жёнам священников. Им этого часто очень не хватает.

Ректоров московских семинарий прошу включить с текущего года в планы мероприятий для вторых курсов циклы бесед на темы семейной жизни, воспитания детей, правил общения с лицами другого пола. Для проведения таких бесед следует приглашать опытных в семейной жизни священников.

Церковь и общество

Церковь продолжала активно взаимодействовать с органами власти города.

В этом году была продолжена дискуссия, связанная с темой семейных ценностей. Церковь безусловно одобряет усилия государства по поддержке семьи, особенно многодетной. Мы приветствуем законодательные и общественные инициативы в этой сфере и обращаем особое внимание на сохранение жизни с момента зачатия. Тема присутствия абортов в списке медицинских услуг, финансируемых из государственных фондов, воспринимается верующими болезненно, потому что создает впечатление, что аборт — это общественная норма. Еще раз подчеркну, что Церковь рассматривает борьбу с абортами лишь как составную часть в большом и необходимом комплексе мер, которые должны быть приняты для помощи семье, для защиты жизни.

Церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие важно развивать на уровне викариатств и благочиний города Москвы. Известны многие положительные результаты сотрудничества с властями и общественными объединениями в социальной, благотворительной и молодежной сферах. Есть еще много поводов к взаимодействию: к примеру, утвержденные Священным Синодом даты, посвященные напоминанию о необходимости бережного отношения к природе, помощи страждущим от алкоголизма и наркомании.

Церковь призывает человека не только размышлять над своей жизнью, но и сообразовывать ее с Евангелием. Только деятельная вера может преобразить человека, помочь ему исправить свою жизнь и воплотить богодарованную любовь. Именно поэтому мы Церковь придает большое значение социальной и благотворительной работе, призывает людей к делам милосердия.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поблагодарить московские храмы, которые в связи с моим 70-летием вместо приобретения праздничных букетов перечислили средства на счет больницы святителя Алексия. На собранную сумму в 2,5 миллиона рублей было приобретено необходимое медицинское оборудование. Предлагаю придерживаться этого же подхода и впредь в те праздники, когда московские приходы обычно преподносили цветы Патриарху. Собранные средства можно было бы перечислять для целевого использования в то или иное социальное учреждение. Прошу председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению заблаговременно вносить предложения.

Приходская жизнь предоставляет большие возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала человека как в благотворительной, так и в других сферах общественной деятельности. Зачастую приходские активисты высказывают интересные идеи и инициативы, реализация которых могла бы принести очевидную пользу. Поэтому прошу каждого пастыря задуматься над тем, как привлекать прихожан к общественно полезной и значимой деятельности в соответствии с их устремлениями, интересами и возможностями.

*  *  *

Дорогие архипастыри и пастыри,

матушки игумении, братья и сестры!

 

Завершая свой доклад, хотел бы еще раз сердечно поблагодарить всех вас за понесенные в уходящем году труды на благо Церкви Христовой.

Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями, ибо мы несем миру весть о Распятом и Воскресшем Господе – для одних соблазн, для других безумие (см.: 1 Кор. 1, 23). Мы призваны Спасителем быть солью земли (Мф. 5, 13) и возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). И дай Бог, чтобы наши скромные труды и усилия в Винограднике Христовом обрели милость и благоволение в очах Создателя, да получим от Него добрый ответ на Страшном Суде и войдем в радость нашего Небесного Отца.

Пусть Творец и Промыслитель мира благословит всех нас в грядущем году, ниспосылая от щедрот Своего неизреченного человеколюбия крепость душевных и телесных сил и неоскудевающую помощь в совершении дальнейшего служения на пользу Святой Христовой Церкви. Посему, возлюбленные братья и сестры, вместе с апостолом Павлом призываю вас: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12, 11). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» (Гал. 6, 18).

 

Просмотры (40)

Комментирование запрещено

  • VK ВКонтакте