Неделя 2 Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского.

Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы.

Угрозы, которым подвергается Православие исходят не только от внешних источников – неверующего мира, язычников, но могут формироваться в среде людей, которые считают себя православными. Эта лукавая угроза называется ересью.

В 14 веке святитель Григорий защищал чистоту Православия от ереси, созданной Варлаамом Калабрийским.

В 14 веке этот святитель был «защитником благочестия» на соборах и отстаивал возможность приобщения к Богу через Его энергии (нетварный свет) и опыт афонских монахов-исихастов.

Выработанные на соборах тезисы в защиту Православия могут быть изложены следующим образом:

  1. Божественная сущность непознаваема вообще.
  2. Божественная сущность есть Бог, но Бог пресуществен, Его сущность непознаваема даже как категория сущности (в отличие от схоластики, где сущность Бога является таким же категориальным понятием как и остальные сущности, только с трансцендентными характеристиками).
  3. Всякая сущность познаётся в своем проявлении, в своих энергиях. Энергии есть свойства, движения естества, проявленные вовне.
  4. Бог причастен твари в Своих энергиях, но не в сущности. Сам мир создан именно творческим волением, то есть он сотворён этими энергиями.
  5. Человеческое естество и Божие не взаимопересекаемы. Если во Христе они были соединены через Божественную ипостась Слова — личность Христа, то человеческая личность является тварной. Однако, причащаясь Телу Христову и направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога также, как во Христе. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы греческий термин синергия.
  6. Таким образом, человек становится соучастником всей Полноты Божественной жизни в Её нетварных проявлениях через действие в нём Благодати как Самого Бога.
  7. Важный факт, что человек участвует не только ментально или душевно, но всей полнотой своего естества, особенно физической, что и вызывало особое недоумение Варлаама. Причастие Божественной жизни проявляется озарением как умственных, так и физических очей Нетварным светом, необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии. (Ср. случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку.) Так как тело также участвует в Божественной жизни, то для него также необходимы определенные практики, разработанные в течение веков исихастами.
  8. В итоге человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога и усвояется Богом. Так выполняется вторая часть сентенции «чтобы человек стал богом», богом не по существу, но по благодати.

 

 

Просмотры (57)

Комментирование запрещено

  • VK ВКонтакте