Всенощное бдение в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора04 Июнь 2011

Всенощное бдение в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

4 июня, в Неделю  7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, Всенощное бдение в нашем храме совершил протоиерей Николай Коваленко.

 

 

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется воскресением отцов Первого Вселенского Собора. И далеко не случайно этот воскресный день, выпадающий между двумя великими праздниками Вознесения Господня и Святой Троицы, посвящен отцам Первого Вселенского Собора.

Ведь Первый Вселенский Собор и его святые отцы явили миру Вселенскую Православную Церковь во всем ее величии. И именно на Первом Вселенском Соборе то таинственное Божественное откровение, которое возвестил Господь наш Иисус Христос всему миру, но прежде всего Церкви, стало приобретать уже совершенно законченный, догматически ясно выраженный характер.

Именно на этом Первом Вселенском Соборе и был принят тот Никео-Цареградский Символ веры, который каждый православный христианин не просто знает и произносит каждый день, но в котором для каждого православного христианина заключено существо церковного вероучения.

Но для нас с вами, дорогие братья и сестры, очень важно евангелие, которое читалось сегодня. Это евангелие, которое как будто не имеет хронологически отношения к периоду, который переживала Церковь между Вознесением Господним и Троицей. Между двумя событиями, которые и определили путь Церкви на этой земле уже без ее божественного Основателя Господа нашего Иисуса Христа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы вспоминали о том, как молился Господь наш Иисус Христос о всех нас, и прежде всего о той Церкви, которую Он основал, об учениках Своих. И для нас всех это чрезвычайно значимо. Значимо, потому что Господь наш Иисус Христос просит Своего Небесного Отца укрепить, сохранить, защитить всех тех, кого Он оставляет в этом мире как Своих учеников.

Нам дан великий залог нашего с вами не просто спасения, но постоянного присутствия в нашей жизни благодати Божией, присутствия, покровительства нашего общего Небесного Отца. И обратите внимание, дорогие братья и сестры, что Христос молит не только о мире, но прежде всего о Церкви, которую Он оставляет в этом мире. И то, что именно этот евангельский текст звучит в воскресение между Вознесением и Троицей, имеет для всех нас огромное значение и ко многому всех нас обязывает.

Ведь когда Господь наш Иисус Христос на Елеонской горе возносился на небеса, Он не только свидетельствовал в полной мере торжество Своего дела в этом нашем земном мире, ибо, оставляя его и возносясь в лоно Своего Небесного Отца, Он всем зримо показывал, что все то, о чем Он проповедовал, сбылось.

Но ведь Он к тому же еще и оставлял в этом мире, уже во многом преображенном Его проповедью, Своих верных учеников, Свою Церковь. Оставлял тех, кто должен был теперь уже без Него продолжать Его дело. Он оставлял их не только на это великое служение, но и в какой-то степени на великое заклание. Они должны были не просто продолжать Его дело, они должны были понести Его крест, уже без Христа, Который бы был рядом с ними на этой грешной земле.

Апостолам еще предстояло дождаться праздника Пятидесятницы, когда снисхождением Святого Духа Господь явил им всю полноту Своего благоволения. Когда они через благодать Святого Духа поняли, что Христос Церковь Свою не оставил в полной мере. Ибо Его благодать продолжает эту Церковь созидать. Но земного воплотившегося Богочеловека с ними уже не было.

И конечно, период между Вознесением, когда святые апостолы расстались со Спасителем, и праздником Пятидесятницы, когда они увидели присутствие третьей ипостаси Святой Троицы Святого Духа в Церкви, был трудным для них. Не только потому, что они по-человечески мучительно переживали для себя расставание с божественным Учителем, но еще и потому, что они остались одни в этом враждебном по отношению к Церкви мире.

И вот сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам о том, что, оставляя Своих учеников, а значит, и нас с вами, в этом враждебном мире, Христос не оставил нас Своим попечением, не оставил нас Своею помощью. Это должно нас радовать.

Но это нас и ко многому обязывает. Ибо очень часто мы живем в убеждении, что помощь Божия должна приходить в этот мир по Его неизреченной милости и любви как-то сама собой, минуя нас с вами, без наших с вами усилий. И очень часто всей своей жизнью мы напоминаем нашим ближним не о Христе, хотя мы христиане, а о тех, кто был рядом со Христом, когда Он был на земле, желая получить от Него исцеление, помощь, утешение, но кто оставил Христа, как только Ему стало трудно, как только Он вступил на Свой крестный путь.

Сегодня мы должны задуматься прежде всего об этом. О том, что мы оставлены в этом мире Христом продолжать Его дело, о том, что Он доверился нам, но исполняем ли мы Его дело? Зная о том попечении, которое Он оказывает нам, уподобляемся ли мы Ему? Это очень важный вопрос, который мы, как правило, стараемся обходить в своей жизни, уповая на неизреченную милость Божию, и, как будто снимая с себя ответственность за все происходящее.

Вот сегодня мне хотелось бы указать лишь на один знак, который оставлен в этом мире Спасителем, и который, как нельзя лучше, показывает, а достойны ли оказались христиане, оставленные Спасителем в этом мире, Его Божественной помощи.

Наверное, немногим из вас довелось быть в Святой Земле. Но те из вас, кто был там, бывали на Елеонской горе, и они увидели зрелище, которое не может не потрясти.

Действительно, когда Господь наш Иисус Христос возносился с Елеонской горы, то место, где последний раз ступила Его нога, оказалось запечатленным отпечатком обеих Его стоп. Этот камень с отпечатком стоп Спасителя стал почитаться христианами. Когда-то они тайно, рискуя быть узнанными и распятыми на крестах, посещали эти места. Так продолжалось три века.

Но вот Церковь Христова восторжествовала в Римской Империи. И на Елеонской горе был возведен прекраснейший храм Вознесения Господня. И уже не десятки и сотни христиан, таившихся в катакомбах, скрывавшихся от гонителей, но сотни тысяч и миллионы христиан в течение нескольких веков посещали этот замечательный храм.

Казалось бы, дело Христово восторжествовало. И хотя святые апостолы, с которыми Спаситель прощался на Елеонской горе, практически все погибли в этом мире, продолжатели Его дела, в том числе и отцы Вселенских Соборов, казалось бы, ознаменовали полное торжество на земле Православной Церкви, Православной Империи Византийских государей.

Но вот прошло несколько веков. И ощущение того, что дело Христово исполнено, и можно отдохнуть от этого великого дела, привело к тому, что косневшая в своем надменном величии Византийская Империя пала под ударами иноземных и иноверных завоевателей. Сначала арабы, а потом турки разрушили эту Империю, разрушили и храм на Елеонской горе. И уже много веков Елеонская гора является собственностью одного из мусульманских семейств.

И сейчас на Елеонской горе камень, запечатлевший стопы Спасителя, находится не под сенью величественного храма, а под крышей каменной хижины, обнесенной большим каменным забором. Куда днем мусульмане за плату пускают христианских паломников приложиться к стопе Спасителя, а ночью загоняют верблюдов и овец, которые окружают этот последний знак пребывания Спасителя на земле.

Давайте задумаемся, почему случилось так, почему мир, в который пришел Спаситель, не нашел для него лучшего пристанища, нежели хлев, в пещере, где родился Младенец Христос? Ну почему же мир христианский, уже преображенный, казалось бы, сделал так, что последнее место земного пребывания Спасителя тоже превратилось в стойло для скота?

В чем заключается смысл этого всем нам, христианам, вызова мировой истории. Прежде всего, смысл этого вызова истории заключается в том, что мы оказались во многом недостойными не только великого спасительного дела Христова, но и того божественного Покровительства, которое Он оказывал всем нам на протяжении веков существования Церкви.

Да, среди христиан были и святые, их было немало, но основная часть христиан были людьми не просто грешными, но людьми, которые продолжали оставаться людьми от мира сего. То же самое происходит с нами и сейчас.

И вот мы празднуем праздник Вознесения, вот мы предвкушаем праздник Троицы, но разве образ оскверненной Елеонской горы не должен напоминать нам о нашем недостоинстве? Мы всегда стремимся к радости и легкости, праздникам и веселью, даже в церковной жизни. Не понимая, что нам нужно почаще задумываться о нашем недостоинстве, о том, что мы еще не заслужили в полной мере этого праздника, которого ждем. Мы не заслужили в полной мере этого ощущения соприсутствия с Богом в этом мире.

И, тем не менее, Христос продолжает нас любить. И Церковь уже много веков сегодняшним евангелием напоминает нам о том, что Он любил всех, не только христиан. И молился за всех, но прежде всего о нас перед Своим Небесным Отцом.

Давайте будем помнить об этой Его любви. Давайте будем почаще ощущать Его реальное присутствие в этом мире. А Он присутствует везде, не только во Святой Земле, но и во всем мире, преображенном Его Боговоплощением. И будем помнить о том, что Христос доверился нам, именно нам, христианам, Он доверился настолько, что оставил нас вместо Себя на земле, в Церкви Христовой продолжать Его дело. И насколько успешно мы будем продолжать Его дело, во многом зависит от нас.

Мы можем найти не только Елеонскую гору, но и много других печальных символов нашего недостоинства. Но пусть недостоинство нас, христиан, ни в коей мере не скрывает от нас самого Христианства, самой Церкви, которая продолжает жить не нашими достижениями, не нашими добродетелями, но благодатию Божией и Святостью Христа.

Пусть же к празднику Троицы мы подойдем с ощущением того, что мы хотя и не являемся, но, по крайней мере, хотим стать подлинными продолжателями дела Христова, то есть подлинными христианами. И тогда явятся в нашей жизни иные символы, не попирающие святыни, а прославляющие их.

 

Протоиерей Георгий Митрофанов

 

Фоторепортаж пресс-службы Смоленского храма

Просмотры (17)

Комментирование запрещено