Воскресная школа для детей

В нашем храме работает воскресная школа для детей. Занятия проводятся в  воскресенье.

С сентября в нашем храме начинается новый учебный год в Воскресной школе для детей и взрослых.

Цель занятий – создание условий для формирования православной культуры у детей и взрослых, воспитанников и слушателей школы.

 

Сейчас наши занятия осуществляются в соответствии со следующим расписанием.

Воскресенье

Группа I.

Начало занятий в 11.50 (после окончания поздней Литургии)

Место занятий – помещение Воскресной школы на 2 этаже.

Завтрак

Урок 1. 12.00-12.40 Введение в Закон Божий.

Урок 2. 12. 50 – 13.30  Музыка

Группа II.

Начало занятий в 11.50 – 12.00 (после окончания поздней Литургии)

Место занятий – помещение Воскресной школы на 3 этаже.

Завтрак

Урок 1. 12.00-12.40 Основы христианской нравственности.

Урок 2. 12. 50 – 13.30 Закон Божий:

Урок 3. 13.40 – 14.20 Музыка

Занятия в детской воскресной школе дифференцируются по следующим возрастным ступеням (группам):

  1. Дети до 7 лет.
  2. Дети от 7-11 лет.
  3. Дети 12-14 лет.
  4. Дети 14-16 лет.
  5. Дети 16 и старше.

Содержание занятий в соответствии со ступенями развития.

                          I. Дошкольная ступень (уроки по 20-30 мин.) дети до 7 лет.

  1. Введение в Закон Божий.
  2. Музыка (для подготовки праздников).

                        II. Начальная ступень (уроки по 30-40 мин.) дети от 7-11 лет.

1. Закон Божий:

а) Храмоведение и основа Священной истории.

б) Основы богослужения.

2. Основа христианской нравственности.

3. Церковно-славянский язык.

4. Церковное пение.

5. Встреча с батюшкой (Духовником школы).

            III. Основная  ступень  (уроки по 50 мин. — 1,5 ч., спаренные занятия)  дети  от  12-16  лет  и  старше.

  1. Ветхий и Новый Завет (Священное писание и Библеистика).
  2. Православное Богослужение (Литургика).
  3. Основа Православного вероучения (Катехизис).
  4. История христианской церкви (Новозаветной).
  5. Христианская этика.
  6. Основы сравнительного богословия и сектоведение.
  7. Музыка (для подготовки праздников) и Церковное пение.
  8. Встреча с батюшкой (Духовником).

Преподаватели:

Комраков Р.В. — директор школы, кандидат педагогических наук, выпускник Белгородской православной семинарии с миссионерской направленностью.

Сотников А.В. – преподаватель дисциплин начальной и основной ступеней детской школы, выпускник Белгородской православной семинарии с миссионерской направленностью.

Балышева Л.Н. – преподаватель дисциплин дошкольной и начальной ступеней детской школы.

Максимова М.И. – музыкальный работник.

ПРОГРАММА

учебно-воспитательной деятельности

Детской Православной школы

при храме Смоленской иконы Божией Матери г. Орла именуемой «Путеводительница»

ВВЕДЕНИЕ

Программа учебно-воспитательной деятельности (далее Программа) воскресной школы, разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви «Устав Русской Православной Церкви», «Нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви ((решение Священного Синода РПЦ, журнал № 125 от 25.12.2012 г.)далее Стандарт

Программа ВШ разработана с учётом типа образовательного учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Краткое руководство для определения типа воскресной школы», а также с учетом образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Программа ВШ является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.

Нормативный срок освоения Программы составляет 4-8 лет (в зависимости от индивидуальных темпов овладения программным материалом).

Разделы Программы:

— пояснительная записка;

— цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой

ступени;

— программа духовно-нравственного воспитания детей;

— учебный план воскресной школы;

— программы по вероучительным предметам и предметам духовно-

нравственной направленности;

— особенности организации учебно-воспитательной деятельности;

— сетка часов учебного плана.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Цель деятельности воскресной школы – создание условий для воцерковления детей, формирования православной культуры у воспитанников и слушателей школы.

2.Задачи воскресной школы:

  1. Воцерковление детей через интеграцию воспитанников в литургическую жизнь и церковную общину.
  2. Воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и

евангельской нравственности.

  1. Формирование потребности к участию в литургической, социальной,

миссионерской жизни прихода.

  1. Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами

христианской морали.

  1. Всестороннее развитие личности детей, формирование общей культуры и мотивации к познанию и творчеству..
  2. Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного и

физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

  1. Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

3.Основные направления деятельности воскресной школы.

  1. Просветительское (катехизическое) направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности.
  2. Духовно-нравственное (воспитательное) направление реализуется посредством участия в литургической жизни, занятий по предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, индивидуальные и групповые беседы с духовником школы.
  3. Социальное направление реализуется посредством участия воспитанников в жизни приходя, помощи нуждающимся.
  4. Культурно – образовательное направление реализуется посредством интеграции просветительской, эстетической деятельности, духовно – нравственного развития и творчества детей.
  5. Методическое направление работы, направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса, учебных программ, форм и методов, технологий образовательной деятельности и повышения профессиональной квалификации педагогических работников.
  6. Педагогические принципы обучения и воспитания детей.
  7. Христоцентричность.
  8. Литургичность. Центрция вокруг Богослужений (Литургической жизни) всего процесса образования. Воцерковление воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви.
  9. Обучающее воспитание (приоритет воспитательной составляющей в целостном учебно-воспитательном процессе).
  10. Христианской любви, свободы и ответственности. Понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности.
  11. Сознательность и активность усвоение материала, развитие и совершенствование ума, воли и чувств, борьба со грехом.
  12. Соборность.

7.Активное участие родителей в воспитательном процессе школы.

8.Систематичность и последовательность, доступность для детей.

  1. Научность.
  2. Субъекты учебно-воспитательной деятельности школы: педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).
  3. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ДЛЯ КАЖДОЙ СТУПЕНИ (в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( в соответствии со Стандартом)

а) личностные:

— готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;

б) предметные:

— освоение программного материала;

в) интегрированные:

—  включение освоенного воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт в собственную жизнь.

Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности:

а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;

б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;

г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;

д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;

е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах  человека;

ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

и) формирование ответственности и прилежания в учебе;

к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Занятия в детской воскресной школе дифференцируются по следующим возрастным ступеням (группам):

  1. Дети до 7 лет.
  2. Дети от 7-11 лет.
  3. Дети 12-14 лет.
  4. Дети 14-16 лет.
  5. Дети 16 и старше (работа молодежных секций, студий и клубов).

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Формы оценки результатов:

1 – традиционные – экзамен;

2 — инновационные — свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: конкурсы, внутришкольные олимпиады, выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы включает в себя:

Основное содержание программ по вероучительным предметам.

Примечание: Количество часов на ступенях образования может быть отличным от указанного в данном документе и утверждается епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Введение в Закон Божий» (28 часов)

«Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
  • воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
  • развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
  • помочь освоить и закрепить первоначальные навыки  духовной жизни в Церкви;
  • развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

Форма занятий —  уроки-встречи, уроков-бесед, творческие мастерские по 20-30 минут.

Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:

  • понимание, что Бог есть Творец мира;
  • знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;
  • представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание Заповедей Божиих (обзорно);
  • знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • умение петь простые песнопения;
  • умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

Содержание дисциплины.

Бог — Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва  перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе!

«Священная библейская история»

Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).

Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).

«Богослужение и Таинства»

Храм — это Дом Божий. Устройство Храма (кратко). Благословение священника.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

Для младших школьников рекомендуются  занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 30-40 минут.

 «Закон Божий» (112 часов)

Изучение курса «Закон Божий»  направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
  • формировать ценностные жизненные ориентиры;
  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

  • знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
  • знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
  • представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
  • представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
  • знание названий двунадесятых и великих праздников;
  • знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
  • знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
  • представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
  • знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
  • умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
  • сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

Использование своих знаний для:

  • выявления и осознания собственных греховных поступков;
  • построения исповеди и исправления грехов.

Бог — Троица. Бог — Отец, Бог — Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой. Свойства Божии. Мир видимый и мир невидимый. Человек – образ и подобие Божие. Священное Писание: Библия, Евангелие – книга жизни.

Молитвы. Утреннее и вечернее молитвенное правило (в сокращении или полностью по  благословению духовника школы). Молитва Животворящему Кресту. Молитва перед началом и после учения, тропари двунадесятых праздников, тропарь Пасхи.

«Священная библейская  история» (56 часов)

Ветхий Завет (28 часов). О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

Новый Завет (28 часов). Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы.  Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа.  Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.

«Устройство православного храма и богослужение» (28 часов). Храм – это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о Таинствах покаяния и причащения.

«История Христианской Церкви» (14 часов). Двенадцать апостолов. Первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Иоанн Богослов. Первые христиане. Первомученик архидиакон Стефан. Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Равноапостольные Константин и Елена. Святой апостол Андрей Первозванный. Крещение Руси. Святой равноапостольный и великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Житие благоверного князя Александра Невского. Преподобный Сергий Радонежский. Житие благоверного князя Димитрия Донского. Куликовская битва. Казанская икона Божией Матери. Житие преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Новомученики и исповедники Российские.

«Основы христианской нравственности» (42 часа)

Цели:

— воспитание учащегося как личности, несущей в себе образ Божий;

— формирование христианских представлений о добре и зле;

— формирование представлений о духовной жизни христианина;

— привитие навыков христианского благочестия;

— формирование и развитие таких личностных добродетелей как: смирение, послушание, терпение, мужество, милосердие, справедливость, трудолюбие;

— формирование и развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;

— воспитание личности, способной к жертвенному служению Богу и людям;

— формирование и развитие навыков неприятия зла, способности различения греха и противостояния ему;

— формирование и развитие нравственного самосознания, личной ответственности за свои поступки.

Предметные результаты.

— представления о нравственности, нравственном законе и добродетели;

— осознание необходимости добродетельной жизни и устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженному в личности Господа Иисуса Христа;

— знание положений Декалога и заповедей блаженства, понимание их актуальности в современном мире;

— осознание единства прав, обязанностей и нравственного достоинства христианина;

— представление об основах духовной (внутренней) жизни христианина;

— умение применять знания в жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

Содержание  дисциплины «Основы христианской нравственности»

Предварительные понятия: нравственный закон. Что такое грех. Христианская добродетель. Житие святого Алексия – человека Божия. Богооткровенный закон. Наша свобода, в чем она. Как совершается наше спасение в Церкви. Христианский подвиг (по Евангелию). Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского. Притча о блудном сыне (по Евангелию). Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обязанности христианина в отношении к себе. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского. Сердце христианина. Житие  преподобномученицы Елисаветы. Христианская  надежда.  Житие святого равноапостольного Кирилла. Развитие воли христианина. Житие  преподобного Серафима Саровского. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение). Забота христианина о своем теле. Обязанности христианина в отношении к ближним. Христианское бескорыстие. Житие святой праведной Иулиании Лазаревской. Христианская справедливость (по Евангелию). Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. Побеждать зло добром (по Евангелию). Нехристианская мораль. Христианская любовь (по Евангелию). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Любовь к ближним и любовь к Отечеству. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого.  Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение). Обязанности человека к Богопознанию (по Евангелию). Молитва. Учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви.

«Церковнославянский язык» (84 часа)

Церковнославянскую грамматику рекомендуется использовать при анализе церковнославянских текстов для их лучшего понимания. Изучаются тексты утренних и вечерних молитв (по Молитвослову), часов (выборочно), утрени, вечерни  (по Часослову), стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. В завершение курса рекомендуется познакомить детей с основными текстами Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустого.

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
  • раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
  • овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

Предметные  результаты изучения церковнославянского языка:

  • знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
  • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
  • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
  • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
  • овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
  • умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные;  тропари наиболее употребляемые);
  • умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
  • умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
  • умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
  • умение работать с церковнославянскими словарями.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

  • читать и понимать церковнославянский текст;
  • знать наизусть основные молитвы;
  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • осмысленно участвовать в Богослужении.

Чтение. Правила чтения церковнославянского текста.

Содержание предмета.

Основные понятия церковнославянского языка. Начало славянского письма. Жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры.

Графическая традиция церковнославянского языка.

Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными  русскими и отличные от них.  Древние азбуки и буквари.

Церковнославянская орфография и пунктуация: основные правила.

Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания (тяжелого, острого и облеченного ударений, «звательца», «К» и «апострофа»). Правила употребления знака «паерок».  Знаки титла.  Простое и буквенное титло. Числовое значение  букв. Обозначение единиц, десятков, сотен, тысяч, миллиона, миллиарда.

Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и»,  «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной. Правописание разновидности буквы « К». Правила употребления  букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита». Правила употребления слов с буквой «ять», список слов с буквой «ять».

История реформы 1918 года, ее последствия для русского языка.

Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания  и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки, двоеточия, точки с запятой, удивительного (восклицательного) знака, знаки вместительные (скобки).

Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их  стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.)

Церковнославянская морфология.

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода, одушевленных и неодушевленных. Изменение существительных по числам (единственное, двойственное и  множественное)  и падежам. Специфика звательной формы.  Канонические (календарные) личные имена.

Имя прилагательное, значение и употребление. Краткие и полные имена прилагательные. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным (обзорно).

Местоимение, значение и употребление, разряды. Склонение личных местоимений.  Особенности церковнославянского местоимения.

Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшие времена глагола. Неопределенная форма церковнославянского глагола. Причастие.

Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских.

Церковнославянский синтаксис. Основные понятия. Специфика церковнославянского синтаксиса.

«Основы хорового и церковного пения» (28 часов)

Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:

  • понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
  • овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
  • овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
  • развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;

Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:

  • знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
  • знание нотной записи песнопений;
  • знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
  • знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
  • знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
  • знание особенностей праздничных служб;
  • умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
  • умение правильно интонировать мелодии гласов;
  • умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
  • владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
  • соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
  • умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
  • соблюдать правила поведения на клиросе;
  • ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
  • петь под руководством регента.

Содержание предмета.

Тексты: Песнопения, построенные на одной ноте: Аминь; Благослови; Господи, помилуй; И духови Твоему.

Песнопения, построенные на 2-х нотах: Господи, помилуй; Господи, помилуй (тройная ектения); Подай, Господи; Верую.

Песнопения на 3-х нотах: Отче наш; Святый Боже (обиходный распев); Слава… и ныне…; Приидите, поклонимся.

Песнопения на 4-х нотах: Богородице Дево (тропарный распев  4-го гласа). Достойно есть  (тропарный распев 8-го гласа). Спаси, Господи (тропарный распев 1-го гласа). Царю небесный (тропарный распев 6-го гласа).

Песнопения на 5-ти нотах: Воскресные тропари 2,3, 5-го и 7-го гласов. Многая лета.

Воскресные тропари. Тропари и кондаки церковных праздников в соответствии с православным календарем. Воскресные прокимны 8-ми гласов.  Богородичны 8-ми гласов на 2 голоса.

Великая, малая, сугубая и заупокойная ектении.

Ирмосы восьми гласов в 3-хголосном изложении. Ирмосы Рождества Христова. Ирмосы Пасхи.

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» (70 часов)

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной христианской картины мира;
  • осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
  • освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
  • овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
  • формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
  • применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
  • воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

Предметные результаты изучения Священного Писания  Ветхого и Нового Завета:

  • знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
  • знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
  • знание Десяти заповедей Божиих;
  • знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
  • умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
  • умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
  • умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
  • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
  • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.

«Священное Писание: Ветхий Завет» (28 часов).

Содержание предмета.

Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.

История Шестоднева.  Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40 летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение Пророки Иезикиль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

«Священное Писание: Новый Завет» (42 часа). Четвероевангелие. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа  Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение  Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к  Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским.  Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Книга Деяний святых апостолов. Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской  общины. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.

«Основы православного вероучения»/ « Катехизис» (42 часа)

Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
  • освоение знаний, касающихся православного вероучения;
  • овладение навыками добродетельной жизни;
  • формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
  • применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
  • воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:

  • знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
  • знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
  • знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
  • знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
  • представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
  • умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
  • умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
  • умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
  • высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
  • использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.

Содержание предмета.

Молитвы. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитвы перед Святым Причащением (чтение по молитвослову). Спаси, Господи, люди Твоя…Молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Достойно есть…Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50. Молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы (чтение по молитвослову). Молитва за живых. Молитва об усопших.

Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия  в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Соглашение со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения  — смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о Таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О  любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.

«Православное Богослужение» (28 часов)

Цель: помочь найти ребёнку свое место в Церкви через участие в Таинствах и Богослужении, овладеть навыками церковного чтения и пения простых обиходных песнопений; увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию;

Задачи:

Обучающая задача: изучать чинопоследование богослужения, дать понятия о символических значениях церковных служб и церковной утвари; овладение традицией духовных песнопений.

Развивающая задача: сохранять и укреплять в детях опыт литургической Церковной жизни; расширять музыкально-хоровые способности;

Воспитывающая задача: укреплять интерес к православному богослужению, подготовить к практическому участию в богослужебном пении; показывать актуальность и красоту православного богослужения, являющего собой синтез искусств.

Ожидаемыми результатами изучения данного курса является:

  • осмысленное выполнение личного молитвенного правила, умение читать молитвы по молитвослову; знание начальных молитв наизусть и понимание их смысла; способность разбираться в богослужебных книгах;
  • умение свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени;
  • умение отличать облачение священнослужителей;
  • умение рассказывать о церковных праздниках;
  • знать названия и литургическое содержание всех Таинств.
  • Ориентироваться в чинопоследовании богослужений и кругах служб. Знать и понимать богослужебную терминологию.
  • Умение петь обиходные песнопения на 2 голоса.

Содержание предмета.

Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба часов. Божественная Литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящения, Священства, Брака.

«История Христианской Церкви» (56 часа)

Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
  • овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
  • формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
  • применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.

Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:

  • знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
  • знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
  • представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
  • понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
  • представление о Поместных Православных Церквах;
  • умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
  • умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
  • объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.

Содержание предмета.

Общая церковная история (28 часов).

Жизнь первых христиан по Книге Деяний святых апостолов (обзор). Эпоха гонений в Древней Церкви (причины). Гонения при Нероне. Падение Иерусалима. Святой апостол Иоанн Богослов. Мужи апостольские. Священномученик Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский. Гонения при Диоклетиане. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий и первый Вселенский собор. История Вселенских Соборов, формирования духа Соборности и противостояния ересям. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Торжество Православия в 843 г. Разделение Западной и Восточной Церквей. События 1054 года. Обзор истории Западной Христианской Церкви. Понятие о Православных Поместных Церквях и их современное состояние.

История Русской Церкви (28 часов).

Проповедь Евангелия среди славян. Апостол Андрей Первозванный. Язычество в Киевской Руси. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Князья Аскольд и Дир. Святые равноапостольные и князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси. Святой князь Ярослав Мудрый. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Борьба с католической интервенцией. Святой благоверный князь Александр Невский. Татаро-монгольское нашествие. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Андрей Рублев. Флорентийская уния. Автокефалия Русской Церкви. Митрополит Иона. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Преподобный Максим Грек. Царь Иван Грозный. Святой Митрополит Макарий. Соборы XVI века. Святой Митрополит Филипп. Учреждение Патриаршества на Руси. Святой Патриарх Иов. Святитель Ермоген. Смутное время. Период междупатриаршества. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Димитрий Ростовский. Преподобный Серафим Саровский. Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский. Святитель Филарет Московский. Страстотерпец Император Николай Второй. Поместный Собор 1917 года. Святой Патриарх Тихон. Новомученники и исповедники Российские. Патриарх Сергий Страгородский. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную Войну 1941-1945гг.

«Христианская этика» (28 часов)

Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:

  • воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
  • освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
  • овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
  • формирование представлений о духовной жизни христианина;
  • применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.

Предметные результаты изучения «Христианской этики»:

  • представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
  • знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
  • знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
  • представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
  • умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
  • самоидентификации себя в мире как христианина;
  • противостояния злу в мире и в самом себе.

Содержание предмета.

Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг.

IV.ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Программа духовно-нравственного воспитания детей воскресной школы разработана на принципах православной педагогики и христианской антропологии, в основе которых лежит православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие.

Духовно – воспитательная работа идет в различных направлениях:

Духовное;

Нравственное.

Культурное;

Познавательное;

Экологическое;

Патриотическое; краеведческое;

Творческое.

Формы работы с родителями: родительские собрания 1 раз в полугодие,катехизические беседы каждое воскресенье, открытые уроки, тематические встречи, анкетирование, информационные стенды для родителей, выставки творческих детских работ, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, совместное участие в Богослужении, паломнические поездки, помощь в облагораживании территории школы, мелкий ремонт, шитье костюмов, изготовление реквизита, выездные концерты в подшефные интернаты, генеральные уборки к Рождеству и Пасхе, подготовка к ярмаркам, организация питания детей, фоторепортажи с праздников.

Одним из условий для создания православной среды и духовной жизни в воскресной школе является содержание уроков вероучительного характера и духовно-нравственной направленности.

Главный предмет составляет Закон Божий для выполнения религиозно-нравственной задачи воскресной школы.

Полученные воспитанниками духовные знания реализуются и укрепляются через систему воспитательных мероприятий:

  1. Церковные богослужения (поздняя служба на Рождество, Пасху), исполнение послушаний:

— пение на клиросе части песнопений,

— снятие сгоревших свечей с подсвечников,

— посильная помощь в свечном ящике.

  1. Общешкольные мероприятия (образовательные и творческие):

— День знаний в День церковного Новолетия,

— Рождественский и Пасхальный праздники,

— Конкурсы чтецов (День матери, День православной книги),

— Конкурсы поделок и рисунков к Рождеству и Пасхе,

— День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (окончание учебного года)

  1. Социальное служение:

— выездные концерты в подшефные учреждения,

— посещение немощных прихожан на дому в праздники Рождества и Пасхи,

— концерт для пенсионеров на Рождество,

— благотворительная акция «Белый цветок»

  1. Информационная деятельность:

— помощь в распространении информационно-просветительских листов,

— информация о новостях ВШ на приходской сайт (детские мини-сочинения)

  1. Трудничество:

— трудовая помощь детей в храмах во время паломничества,

— генеральные уборки к праздникам Рождества и Пасхи,

— облагораживание территории школы

  1. Творческие конкурсы, фестивали:

Фестиваль «Не мешайте детям приходить ко Мне».

8.Паломничество по святым местам города и России.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотры (8185)

2 комментария:

  1. моя семья является прихожанами храма,мои подрастающие дети надеюсь станут обучающимися воскресной школы, сама я работаю педагогом дополнительного образования по литературному краеведению в центре детского творчества и тема православия в произведениях орловских авторов одна из главных. хотелось бы в наступающем учебном году наладить с вами совместную работу

    • odigitriyaorel

      Мы будем рады увидеть Ваших детей в Воскресной школе. Вопрос о возможных перспективах сотрудничества лучше решить в очном режиме. Приглашаю на занятия для взрослых, которые проводятся каждое воскресенье после Литургии в 12 часов. Перед началом занятий можно будет обсудить вышеуказанный вопрос. Директор школы — Комраков Р.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *