Божественная Литургия и великая вечерня в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)11 Июнь 2011

Божественная Литургия и великая вечерня в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

12 июня, в день празднования Святой Троицы (Пятидесятницы), Божественную Литургию в нашем храме совершил исполняющий обязанности настоятеля иерей Владимир Нилов. По окончании Литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклонённых молитв.

 

 

День Пятидесятницы — это начало новой духовной эры в истории Церкви, человечества и космоса. Вознесение Христа соединило землюс небом, а Пятидесятница низвела само небо на землю, уничтожило противоположение между временным и вечным, между материей и духом.

В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь исоединил  ее с Небесной Церковью. Христиане стали членами духовнойсемьи, Отец которой Бог, а старшие братья — ангелы.

Пятидесятница  явилась вечным водоразделом между  христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергий, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа

и  Духа,  Света и Жизни.

В   день  Пятидесятницы  апостолы  и  ученики  Иисуса  Христа собрались на молитву в доме, находящемся в Иерусалиме на  Сионской горе.  Во  время молитвы Дух Святой сошел на апостолов и  учеников

Христа  в виде разделяющихся языков пламени. В день Пятидесятницы, в  излиянии  небесного света, в шумных порывах бури,  в  сиянии  и блеске дивных огней родилась Новозаветная Церковь. После Сошествия

Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом,  а община  учеников Христа — Вселенской Церковью. Всего  120  человек было  первоначально в Церкви, но она являлась Вселенской 

по  Божественной   идее  и  предназначению,  по  неисчерпаемому  духовному потенциалу,   который  получила  она  в  день  Пятидесятницы.   Ни количество членов, ни внешние атрибуты, а присутствие Духа Святого

и  верность  истине делают Церковь Вселенской.

Дух  Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах потому,  что  день  Пятидесятницы был началом  преображения  всего видимого мира Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не

только  переживанием  апостолов — фактом их внутренней  жизни,  но открыться миру в виде величественной феофании (Богоявления).

В   Новозаветной  книге  «Деяния  апостолов»   описана   жизнь первенствующей     христианской     Церкви,     жизнь,      полная сверхъестественных  явлений Божественных сил, чудес,  исцелений  и

пророческих  вдохновений. Но самым великим чудом была духовная  любовь,  которая  царила в христианских общинах, где  каждый  ощущал постоянную  заботу  всей Церкви, где исчезали мирские  различия  и

преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными  друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.

Религиозные  и  философские учения древнего и  нового  времени тоже   говорят   о  любви.  Но  как  отличается  эта   любовь   от евангельской!

Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам; она кажется разрушением всех общественных и этических устоев.

«Если  я  буду  любить врагов, то что останется  друзьям?!»  — сказал  Конфуций. Китайский моралист не понял, что,  любя  врагов, человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и

поэтому  его  любовь к друзьям становится еще  крепче  и  светлее; Конфуций  не ведал, что духовная любовь, имеющая своим  источником Бога,  неисчерпаема и неразделяема. О любви говорил  Будда,  но  в

контексте его учения буддийская любовь — это пассивное и  холодное доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста —  оковы  души, привязывающие   ее,   как  и  ненависть,  к   крутящемуся   колесу

космического  бытия.  Высшим  состоянием  для  буддиста   является бесстрастие  и безучастие ко всему. О любви говорят Веды;  но  это любовь  к  своей касте. Брамин даже от случайного прикосновения  к

парии считает себя оскверненным. Любви и милосердию учит синтоизм, у  самураев был особый рыцарский кодекс — защита бедных,  беспомощных,  старых  и  больных. Но по преданию синтоизма,  боги  создали

японцев,  а остальное человечество сотворили низшие духи.  Поэтому любовь   к   своему   народу  у  самураев  основана   на   чувстве национального превозношения. О любви и дружбе писали античные философы.

Раб в античном  мире  был  только вещью  своего  господина. Даже стоик и моралист  Сенека,  которого считают  наиболее  близким к христианству, писал:  «Сострадательны старые  женщины,  а мудрец — никогда».

Великим  чудом  и  необъяснимым феноменом  истории  была  сама апостольская  проповедь. Если бы Христос  выбрал  себе  в  ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира,  то  можно  было  бы  предположить,  что  они  своей  личнойгениальностью, блестящим красноречием и философской  оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были   простые  рыбаки,  земледельцы  и  ремесленники,  ничем   не выделяющиеся  из своей среды. Не их проповеднические дарования,  а Божественная  сила властно влекла сердца людей  к  учению  Христа.

Против  христианской Церкви стояла боевым станом Римская  империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы   с   их  захватывающими  мистериями;  мощный   и   гибкий административный  аппарат, несокрушимые  римские  легионы    весь языческий  мир объединил свои силы в борьбе с Церковью,  обрушился на  нее  всей  своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан  на трех  континентах, напоил землю империи, как дождем,  мученической кровью    и пал смертельно раненый в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой.

Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие,  Благую весть,  до  «пределов земли» — самых отдаленных стран  и  областей античного  мира.  Они  основали христианские общины,  рукополагали пресвитеров и епископов, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце.

Апостольская   проповедь  пронеслась,  как  на  крыльях,   над раскаленными  песками  Сахары, над  снегами  Скифии,  достигла  на Западе угрюмых скал Альбиона, а на Востоке — плоскогорий Аравии  и островов  Индийского океана. Апостолы свидетельствовали об  истине своего  благовестия  явлениями силы Божией  и  дивной  любовью,  а завершили  подвиг жизни мученичеством — свидетельством, написанным кровью.

Праздничное  богослужение  в  день  Пятидесятницы  открывается пением молитвы Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю…»  Бог  — наш  Владыка  и  Вседержитель. Он Царь светозарных  и  светоносных ангелов,  а  когда воцаряется в человеческой душе,  то  делает  ее небом.

 

В день Пятидесятницы Дух Святой основал христианскую Церковь. Древние и новые теософы говорят, что христианство — один из многих путей  к  Богу. Но Христос сказал: «Никто не приходит к Отцу,  как

только через Меня». В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призраки иных высот и глубин, в них  даже можно  найти  изречения, вербально схожие  с  евангельскими  (чаще всего    заимствованные из них), но там нет Христа, Божественного Логоса и Духа Святого, Божественной силы.

Пятидесятница  не  только начало Церкви, но  и  ее  постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и таинствах.

 

Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая   душа,   преображенная  благодатью,   стала   дивно- прекрасным храмом Божества во веки.

 

Архимандрит Рафаил (Карелин)

(напечатано в сокращении)

 

Фоторепортаж пресс-службы Смоленского храма

Просмотры (74)

Комментирование запрещено