Божественная Литургия и великая вечерня в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)
12 июня, в день празднования Святой Троицы (Пятидесятницы), Божественную Литургию в нашем храме совершил исполняющий обязанности настоятеля иерей Владимир Нилов. По окончании Литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклонённых молитв.
День Пятидесятницы — это начало новой духовной эры в истории Церкви, человечества и космоса. Вознесение Христа соединило землюс небом, а Пятидесятница низвела само небо на землю, уничтожило противоположение между временным и вечным, между материей и духом.
В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь исоединил ее с Небесной Церковью. Христиане стали членами духовнойсемьи, Отец которой Бог, а старшие братья — ангелы.
Пятидесятница явилась вечным водоразделом между христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергий, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа
и Духа, Света и Жизни.
В день Пятидесятницы апостолы и ученики Иисуса Христа собрались на молитву в доме, находящемся в Иерусалиме на Сионской горе. Во время молитвы Дух Святой сошел на апостолов и учеников
Христа в виде разделяющихся языков пламени. В день Пятидесятницы, в излиянии небесного света, в шумных порывах бури, в сиянии и блеске дивных огней родилась Новозаветная Церковь. После Сошествия
Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа — Вселенской Церковью. Всего 120 человек было первоначально в Церкви, но она являлась Вселенской
по Божественной идее и предназначению, по неисчерпаемому духовному потенциалу, который получила она в день Пятидесятницы. Ни количество членов, ни внешние атрибуты, а присутствие Духа Святого
и верность истине делают Церковь Вселенской.
Дух Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах потому, что день Пятидесятницы был началом преображения всего видимого мира Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не
только переживанием апостолов — фактом их внутренней жизни, но открыться миру в виде величественной феофании (Богоявления).
В Новозаветной книге «Деяния апостолов» описана жизнь первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и
пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная любовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и
преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.
Религиозные и философские учения древнего и нового времени тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от евангельской!
Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам; она кажется разрушением всех общественных и этических устоев.
«Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!» — сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что, любя врагов, человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и
поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее; Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником Бога, неисчерпаема и неразделяема. О любви говорил Будда, но в
контексте его учения буддийская любовь — это пассивное и холодное доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста — оковы души, привязывающие ее, как и ненависть, к крутящемуся колесу
космического бытия. Высшим состоянием для буддиста является бесстрастие и безучастие ко всему. О любви говорят Веды; но это любовь к своей касте. Брамин даже от случайного прикосновения к
парии считает себя оскверненным. Любви и милосердию учит синтоизм, у самураев был особый рыцарский кодекс — защита бедных, беспомощных, старых и больных. Но по преданию синтоизма, боги создали
японцев, а остальное человечество сотворили низшие духи. Поэтому любовь к своему народу у самураев основана на чувстве национального превозношения. О любви и дружбе писали античные философы.
Раб в античном мире был только вещью своего господина. Даже стоик и моралист Сенека, которого считают наиболее близким к христианству, писал: «Сострадательны старые женщины, а мудрец — никогда».
Великим чудом и необъяснимым феноменом истории была сама апостольская проповедь. Если бы Христос выбрал себе в ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира, то можно было бы предположить, что они своей личнойгениальностью, блестящим красноречием и философской оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были простые рыбаки, земледельцы и ремесленники, ничем не выделяющиеся из своей среды. Не их проповеднические дарования, а Божественная сила властно влекла сердца людей к учению Христа.
Против христианской Церкви стояла боевым станом Римская империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы с их захватывающими мистериями; мощный и гибкий административный аппарат, несокрушимые римские легионы — весь языческий мир объединил свои силы в борьбе с Церковью, обрушился на нее всей своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан на трех континентах, напоил землю империи, как дождем, мученической кровью — и пал смертельно раненый в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой.
Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие, Благую весть, до «пределов земли» — самых отдаленных стран и областей античного мира. Они основали христианские общины, рукополагали пресвитеров и епископов, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце.
Апостольская проповедь пронеслась, как на крыльях, над раскаленными песками Сахары, над снегами Скифии, достигла на Западе угрюмых скал Альбиона, а на Востоке — плоскогорий Аравии и островов Индийского океана. Апостолы свидетельствовали об истине своего благовестия явлениями силы Божией и дивной любовью, а завершили подвиг жизни мученичеством — свидетельством, написанным кровью.
Праздничное богослужение в день Пятидесятницы открывается пением молитвы Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю…» Бог — наш Владыка и Вседержитель. Он Царь светозарных и светоносных ангелов, а когда воцаряется в человеческой душе, то делает ее небом.
В день Пятидесятницы Дух Святой основал христианскую Церковь. Древние и новые теософы говорят, что христианство — один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: «Никто не приходит к Отцу, как
только через Меня». В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призраки иных высот и глубин, в них даже можно найти изречения, вербально схожие с евангельскими (чаще всего — заимствованные из них), но там нет Христа, Божественного Логоса и Духа Святого, Божественной силы.
Пятидесятница не только начало Церкви, но и ее постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и таинствах.
Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно- прекрасным храмом Божества во веки.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
(напечатано в сокращении)
Просмотры (74)