Всенощное бдение в праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
6 июля, в канун праздника Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Всенощное бдение в нашем храме совершил иерей Георгий Зейкан
Святой Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения — день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете — у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство — благословение Божие и единственное подлинное богатство.
И далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира — временно, преходяще. То, что дается человеку, — с самого начала, когда он приходит в мир, — это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.
«И хотели назвать его по имени отца его — Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном». В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. Все имена, звучащие в этом месте Евангелия, — с особым смыслом. Захария означает «память Господня» или «Бог вспомнил», Елизавета означает «почитающая Бога» или «обещание Божие», Иоанн — «Божия благодать» или «Божие благословение». Каждый из этих людей носит имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас — не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаем ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать ее нам, и она отмечена вечной любовью? «Мир бессмыслен», — говорят безбожники-материалисты. «Мир идет к блаженству Самого Бога», — говорят христиане.
И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Поистине все в рождении Предтечи — новизна. Оставляются прежние обычаи, как бы ни были они почитаемы. Начинается новое время. И это кажется странным тем, кто замкнут на одном только Ветхом Завете. Скоро явится Церковь Нового Завета, и юность ее будет всегда свидетельствуема Духом Святым, часто опрокидывающим слишком мудрые человеческие замыслы. Поистине имя его — Иоанн, «Божия благодать». Точно так же мы увидим позднее, как «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10, 45).
«И спрашивали знаками у отца, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку, и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Первые слова, которые произносят немые уста, — хвала Богу. Ныне новое время, время спасения. Этим рождением разрешается язык, и дух обретает свободу, делаясь способным возвещать чудеса Божии. Послушайте эту песнь действия благодати: «Благословен Господь Бог… Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он воздвиг рог спасения нам, Он спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими. Он даст небоязненно, по избавлению от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей». Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! Как должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей. «И ты, отроча, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их». Бог начинает творить милость, открывать благодать. Тот, кто не хотел верить в невозможное, видит себя прощенным и исцеленным. Ибо нет невозможного для Бога.
«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской». Этот страх — может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мир. Этот страх может быть побежден только страхом в библейском смысле — страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи. Сокровенные замыслы Божии неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие — только то, что поддается плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого бесконечной тайной Бога.
«Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец — никто не знал этого. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведет в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь!
Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом». Слово Божие, видя все наперед, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни — не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь — это значит не исполнить волю Божию. Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом!
Протоиерей Александр Шаргунов
Фоторепортаж пресс-службы Смоленского храма
Просмотры (40)