Елена спрашивает:
Добрый день, уважаемый отец Олег! Заранее прошу прощения за мой вопрос. Я являюсь прихожанкой Смоленской церкви. Невольно обратила внимание, что во время поминальных служб в Родительские субботы или накануне, когда прихожане приносят в храм на поминальные столы свою скромную жертву, непосредственно во время службы женщины, служащие в храме, а иногда и мужчины, начинают активную «сортировку» продуктов, фасуют их в пакеты, переносят с места на место и т.п. Это очень отвлекает от богослужения, вносит какую дисгармонию и, по-моему, слишком формализует происходящее. Понимаю, что это необходимость, но нельзя ли все-таки, осуществлять эту сортировку после службы (как делают в остальных храмах). Ведь чтобы управиться скорее, можно было бы привлечь прихожан. Я думаю, что никто не откажет. Спасибо.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Спаси Вас Господи за радение о службе и участие в жизни храма. По благословению отца настоятеля поднятый Вами вопрос будет рассмотрен на ближайшем приходском собрании.
Елена спрашивает:
Спаси Господи, отец Олег за поддержку. Буду и дальше терпеть и молить Гопода о смирение и приведение к покаянию.
Елена спрашивает:
Здравстуйте.
посоветуте пожалуйста.
Пожилые родители (83 и 85лет) не хотят и слышать о покаяние.Мои объяснения, уговоры и просьбы только усиливают озлобления.Стоит ли продолжать настаивать?Так больно осозновать, что мои родные люди уходять с таким страшным «багажом» грехов.
И ещё, когда душа будет проходить мытарства, понимая, что оправдания своим беззакония нет, кроме покаяния, в надежде на милость Господа, какими словами молить Господа о прошении.
Спаси Господи.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Ситуация, описываемая вами, совсем не редкая. Более того, Сам Господь упоминал о ней, когда говорил, что «не мир, но меч» принёс Он в этот мир. Меч — это разделение всех людей на тех, кто видит свои недостоинства перед Богом и способен искренне каяться, и тех, кто всякое покаяние отвергает. На христиан и безбожников (хотя бы и носящих внешне личину христиан) В дальнейшем, после Страшного суда, это разделение усилиться, и многие люди будут потеряны друг для друга навсегда. Поэтому долг любви к родителям велит вам бороться до конца, заботиться о спасении своих родителей. Делать это доброжелательно, но в то же время настойчиво, не уменьшая усилий. Ведь, если Господь сподобил обоих ваших родителей дожить до столь преклонных лет, то Он даёт им и шанс на исправление. Трудитесь! Какие конкретно слова сказать родителям, чтобы подобрать ключи к их сердцам и открыть их Богу, должно быть вам лучше известны. Равно и слова, которые считаете нужными присовокупить к уже имеющимся в молитвослове молитвам, обращаясь к Небесному Отцу, ходатайствуя перед Ним за своих близких. Главное, чтобы эти слова шли от чистого сердца.
Евгений спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! Возвращаюсь к теме о поминовении умерших неестественной смертью. На сайте, который я упоминал в своём письме, всё сказано точно также, как Вы сказали мне. Просто я своим косным языком и недалёким умом не смог правильно сформулировать свой вопрос. Простите! Дело-то вот в чём. Мой дядя не вернулся с Великой Отечественной войны. В похоронке сказано: «Пропал без вести» И как теперь быть? Чтобы его помянуть в храме, я должен ждать Вселенскую родительскую субботу. Или в течение года могу подавать за него записки на поминовение. Ещё раз простите. Спасибо!
Иерей Олег Анохин отвечает:
Известно, что очень многие в годы войны получили подобные скорбные послания о судьбе своих близких и более никаких сведений о них не имеют. Смысл этого послания в том, что не вернувшийся с войны родственник либо погиб, защищая Отечество (только не нашлось свидетелей, подтверждавших его гибель), либо был замучен в плену. Поэтому можете поминать покойного дядю как и любого усопшего христианина. Если знаете, что заочное отпевание в отношении него не совершалось, то можете так же о этом позаботиться.
ирина спрашивает:
здравствуйте подскажите пожалуйста можно ли крестить ребёнка во время великого поста перед Пасхой?И можно ли освещать квартиру если в ней находится некрещенный ребенок
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Крестить ребёнка можно в любое время, и Великий пост тому не помеха. А относительно освящения квартиры: самая элиментарная логика подсказывает, что в начале уместнее позаботиться о совершении для члена своей семьи самого важного церковного действа- таинства Крещения, дарующее надежду на спасение и жизнь вечную. Ну а уж потом обратиться по поводу обычной повседневной требы освящения жилища.
Евгений спрашивает:
Здравствуйте! Прочитал на одном сайте, что в синаксаре на родительскую мясопустную субботу сказано, что все умершие неестественной смертью лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Знаю, что не отпевают и не поминают в церкви самоубийц, умерших от пьянства. Но получается, что нельзя отпевать и поминать утонувших в морях моряков, погибших на пожаре, убитых солдат на войне, замёрзших. Проясните, пожалуйста, эту ситуацию. Заранее спасибо!
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Главнейшей причиной установление родительских суббот как раз и является желание Церкви совершить молитву за всех умерших христиан. В том числе лишённых христианского погребения — утонувших, сгоревших при пожаре, без вести пропавших. И только добровольно ушедшие из жизни не могут поминаться во время богослужения. Ибо этим поступком они поставили себя вне Церкви. Таким образом, либо вы неправильно поняли смысл заметки на сайте, либо она действительно содержит принципиальную ошибку. Желательно, чтобы вы прислали ссылку на этот сайт и статью , чтобы можно было разобраться.
ирина спрашивает:
Здравствуйте!Скажите пожалуйста можно ли крестить ребенка в великий пост перед Пасхой?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Можно.
Елена спрашивает:
Спасибо за полный ответ. Дело в том, что к погостам никакого отношения не имеем. Все находки с полей и глубины лопатного штыка, не более. Вот и возник вопрос — оставлять там же, т.е. на полях или же хранить в доме. И можно ли хранить их у себя в квартире? Ведь это личные вещи каких-то умерших люлей со своей энергетикой и молитвами…
Иерей Олег Анохин отвечает:
Насчёт энергетики и молитвы посторонних умерших людей ничего сказать не могу. Ведь само понятие «энергетика» не наше, не христианское. Мы- православные христиане верим в благодать Божию, освящающую и людей и отдельные предметы. Благодать эта исходит от Господа и Ему же принадлежит. Так же и молитва у нас общая, все-церковная. Ибо то, что требуется каждому отдельному члену Церкви Христовой, то угодно и Самой Церкви. И что необходимо Самой Церкви, то нужно отдельным Её членам. И непонятно: если оставлять находки на полях, то зачем вообще откапывать?
Всё-таки думаю, греха не будет в том, чтобы хранить найденное у себя дома. Но чтобы окончательно избавиться от всех нравственных дилемм, советую своё увлечение поставить на службу обществу. А оно в этой службе действительно очень нуждается. Ведь, ни для кого не секрет, что древняя история нашего края (в до-монгольский период и в эпоху «до Ивана Грозного») представляется большей частью белым пятном. Какой контраст это являет с областями,городками Западной Европы или горными селениями Ближнего Востока, Кавказа, где люди помнят историю своих предков чуть ли не со времён всемирного потопа! Долго ли нам оставаться «Иванами- родства не помнящими»? Так же и останки многих наших героев, защищавших Родину и весь мир в Великую Отечественную войну ещё требуют захоронения и отдания им соответствующих воинских почестей. В решении всех этих насущных проблем можно принять посильное участие, если поставить своё любительское увлечение на научную основу. То есть, серьёзно, если требуется, заняться специальным образованием ( в том числе и самообразованием), наладить общение с научными сотрудниками. Ведь наука археология- это вещь замечательная. Она нисколько не обкрадывает людей, чьи предметы поднимает с глубины земли, но, напротив, помогает возродить живую память о них. Но только, когда ведущие раскопки и изыскания ставят в числе важнейших высокую цель познания, а ни ограничиваются мелочной наживой и спекуляцией артефактами, как пресловутые «чёрные копатели». И пусть при этом не смущает Вас ни возраст, ни нынешний любительский подход. Смею напомнить, что, пожалуй, самый известный и удачливый в мировой истории археолог, первооткрыватель древней Трои- Генрих Шлиман тоже был любителем. И в буквальном смысле сел за ученическую парту постигать науку археологию, когда ему было далеко за 40 лет. На Орловщине Гомеровской Трои мы, конечно, не найдём. Но до сих пор не выяснено расположения легендарного Крдно- столицы древних вятичей. Ещё ходят легенды о закопанном в Орловско-Брянских лесах мече Ильи Муромца, былинного героя и православного святого. Поэтому главное- это ставить перед собой высокие цели. И вообще, для христиан важнейшим вопросом является: не «Что ты делаешь?», а «Для чего ты это делаешь?» И, если вы будете действовать исходя из благих побуждений, то всё будет хорошо. Ни предки, чьи личные предметы вы поднимаете из земли, ни потомки, которые благодаря вашим трудам будут узнавать историю своего края, не будут на вас в обиде.
Елена спрашивает:
Доброго Вам здравия! У моего мужа есть увлечение в свободное от работы время, занимается он раскопками, ищут старинные атрибуты, монеты. Вместе с этим попадаются и православные крестики, основная масса которых старинные (16-18 века, есть и 19). Всё найденное чистится и хранится в коллекции. Как церковь относится этому? Можно ли их продавать? Или как правильно поступить с данными находками?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте!
Церковь всегда требует от своих чад соблюдения законов. К таковым относятся как нормы морали, так и государственные установления. В частности, с древнейших времен у людей существовало правило уважительно относиться к местам упокоения умерших. Не беспокоить их зря. Исключения составляют лишь особые случаи. Например, когда обретаются останки-мощи святых, осуществляется перезахоронение- перенесение чьего-либо праха, проводится уголовно-процессуальная эксгумация или, как в случае с гробницей фараона Тутанхамона, ведутся важные археологические раскопки. Ну, а просто так, ради праздного любопытства и сомнительной наживы разрывать места захоронений, к тому же по историческим меркам не таких уж и древних, конечно не стоит.Пишу это, так как самому приходилось сталкиваться с последствиями подобных трудов. Вот, приносят в храм целый мешок ржавых относительно старинных нательных крестиков. Ясное дело, разрыли бывшее кладбище, какой-нибудь забытый сельский погост. И это ещё хорошо, если в храм додумались принести, а не выкинули за ненадобностью, совершив святотатство. А храму что с ними делать? И носить их никто не будет, и обратно в землю закапывать так же не логично. Поэтому, чтобы не вставать перед ненужными нравственными дилеммами, советую вашему супругу кладбищ и могил не раскапывать, чужими нательными крестиками не торговать. Кроме того, если среди находок обнаружатся церковные предметы, пользоваться которыми мирянам не подобает (священнические кресты, архиерейские панагии, кадила и пр.), то их необходимо передать в храм. Если указанные предметы будут иметь кроме духовной и значительную материальную цену, то нашедший вправе претендовать на соответствующее вознаграждение. Так же и по государственным законам следует, что если найденный клад может представлять большую историческую и культурную ценность, то относительно его судьбы необходимо проконсультироваться с представителями соответствующих государственных органов (обычно музейными работниками). В остальных случаях можете располагать находками по своему усмотрению. Церковь никак этому не препятствует.
Наталья спрашивает:
Но ведь 04 января 24.00, это тоже самое что и 05 января 00.00. Мы начали отсчет с 05 января. Теперь переживаем что ошиблись. Спасибо.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Само собой разумеется, что если часы пробили полночь, то день 4 января был завершён. И вы не ошиблись.
Просмотры (21)