ольга спрашивает:
Здравствуйте! У меня вопрос личного характера, мне 32 года, 18 лет я живу в России, если коротко, с переездом в Россию из средней азии жизнь посто рухнула, там я жила а здесь выживаю, были проблемы духовного плана, я ходила в церковь, но испытания не выдержала и сломалась из-за того, что несмогла полюбить племяницу, я с ней прожила 10 лет, а потом она переехала наконец к своей матери, у меня постоянно были конфликты с племяницей, я пыталась исправлять это, боролась с собой, но все равно сломалась, и перестала ходить в церковь, я молилась о помощи, но так нечего не вышло, дальше меня ещё замучила моя болезнь хроническая по женски, 5 лет борюсь с ней, постоянно валяюсь в больнице, 6 раз за 5 лет, я конечно понимаю, что есть и хуже страдают люди, но я из-за этой болезни не могу нормально работать в полную силу, я уже столько мест рабочих сменила, у меня постоянно конфликты с коллегами, из-за того, что я часто болею, на нынешней работе за полгода уже два скандала было из-за того, что меня клали в больницу летом и в этом январе, я своих коллег прекрасно понимаю, но немогу физически работать в полную меру, перепрыгнуть себя, я уже замоталась по врачам, коллеги считают мою болезнь ерундой, но с «ерундой» не станут класть каждый раз в больницу, может они правы, но что я могу поделать, когд мне часто становиться плохо, постоянные воспаления, весь низ болит, температура, у родителей на шее все время получаюсь вишу, не получается у меня много зарабатывать, я уже всех замучила этой проблемой, я много раз молилась Богу о здоровье,но тоже — тишина в ответ, есть здоровье и горы свернешь, я уже устала быть всем обузой, бельмом на глазу, это уже просто невынасимо, хуже всего, когда ты мешаешся у всех под ногами, и нечего не можешь с этим поделать, ничего нескладывается в моей жизни, еще многое другое, обо всем не напишешь, как дальше жить с этим, хочется просто исчезнуть…
Иерей Олег Анохин отвечает:
Эк вы куда махнули! Исчезнуть?! Должен вас разочаровать. Совершенно исчезнуть никому не удастся. Ибо у каждого человека есть бессмертная душа. И душа ваша будет нести ответ за всё вами совершённое и не совершённое в жизни. Только советую вам ни в коем случае самовольно не торопиться предстать с этим ответом. Ведь с чем предстанете в таком случае перед Богом? С отчётом о том как не воспользовались Его бесценным даром- жизнью? Прожили её без всякой любви, без пользы для себя и окружающих. Или, как и сейчас, станете оправдываться проблемами с телесным здоровьем? Конечно, проблема со здоровьем- вещь весьма и весьма неприятная. Искренне вам соболезную. К тому же, что и сам не понаслышке знаком с этим вопросом. Нужно лечиться, выполнять медицинские предписания. Но вот, к примеру, святому апостолу Павлу и слабое здоровье в своё время не помешало обойти (пешком!!) весь тогдашний цивилизованный мир, добывая по пути пропитание, и организовать величайшую духовную империю христианства. Вспомним и наш российский светоч- святую старицу Матрону Московскую с рождения лишённую зрения, не имевшую возможности ходить. Задумайтесь- чтобы вы делали в её ситуации? Есть и проще примеры. На днях сможем увидеть трансляцию паралимпийских игр. Поглядите на спортсменов в них участвующих. Какую тягу к жизни вы увидите в этих людях! Какое горение в их душах! А ведь у них проблемы с телесными оболочками этих самых душ куда сильнее ваших. Значит главная ваша проблема не в телесном недуге. Главная ваша беда- это отсутствие христианской надежды. Вот вы пишете, что Господь не отвечает на ваши молитвы. Но как вы можете к Нему обращаться, если в Него не верите? Ведь, если бы вы по-настоящему верили в Бога, то поступали так, как Он нам велит. А вы так не делаете, не можете назвать себя христианкой ( текст письма, глубокий ропот, пронизывающий всё его содержание, свидетельствует об этом) Не знаю, что за причины заставили вас перестать ходить в церковь, но настоятельно советую вам вернуться в Христово стадо, сильнее пристать к нему. Это касается неукоснительного соблюдения всех правил христианской жизни. Участвуйте в церковных таинствах- очищайте душу исповедью, принимайте Святое Причастие, соборуйтесь, изучайте Евангелие. Словом, в полной мере постигайте христианскую науку жить. И тогда в своё время получите плоды этой науки. Главные из них- это вера, надежда, любовь. С помощью этих могучих инструментов вы сможете в корне изменить свою жизнь, сделать её радостной для себя и окружающих. Надо лишь сильно постараться.
И ещё: умные люди говорят, что самая сильная тьма бывает перед рассветом.Однако, тот, чей взор покрывает пелена уныния, в принципе не способен отличать свет от тьмы. Постарайтесь как можно скорее сбросить эту пелену
Ирина спрашивает:
Здравствуйте. Около 10 лет назад поставила в храме свечу за усопшего самоубийцу, не зная, что делать этого не стоит. Как сейчас поступить?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте. Давайте прежде разберёмся в понятиях. Начнём с того, что церковная свеча несёт в себе два назначения: это материальная жертва на храм ( приобретая на свечном ящике свечу мы приносим эту жертву) и в тоже время это внешний атрибут нашей внутренней молитвы. Зажигаем перед иконой свечу и стараемся в своём сердце возжечь молитвенное горение. Да, действительно, самоубийцы не поминаются на общецерковной молитве . Однако, заказать церковное поминовение умершего ( обедню, панихиду и пр.) и просто поставить на кануне (месте молитв за усопших) свечу, мысленно помолившись за кого-либо — это две разные вещи. Свеча не может быть сама по себе «именной.» И зажигая её как внешний атрибут своей молитвы, вы можете просить у Бога милости как для себя так для других (живых и усопших). Единственно, что даже мысленно молиться за самовольно ушедшего из жизни может быть не совсем целесообразно. Так как самоубийством человек поставляет себя вне Церкви Христовой и в принципе лишает себя возможности спасения. Но мы так же знаем, что для Бога нет ничего невозможного. Поэтому, если всё-таки вы дерзаете мысленно просить у Господа снисхождения к самоубийце и облегчения его участи, то так же мысленно добавляйте в своё прошение фразу- «прости его, если это возможно»
Ирина спрашивает:
Здравствуйте! Как нужно вести себя, если муж постоянно употребляет в своей речи нецензурную брань? Акцент хочу сделать на том, что он это делает в присутствии детей. Неоднократно разговаривала с ним на эту тему. Обещает исправиться. Но через полчаса обещание забывается. Дочке 6 лет, сыну 2 года. Дочь переросла этот этап. Но в речи сына проскакивают нецензурные выражения. Как воспитывать мальчика, который берет пример с отца? И если я ему буду говорить о том, что это плохо — не получиться ли, что этим самым я подрываю авторитет отца? Совсем запуталась.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Что же тут путаться? Кажется, наоборот, всё предельно ясно.Нецензурная брань- вещь отвратительная и в любом мало-мальски культурном обществе не приемлемая. С древнейших времён матерная лексика была спутницей самых маргинальных слоёв населения. Конечно, за прошедшее столетие в нашем обществе произошли значительные социальные изменения, и теперь матерщину можно услышать и в самых не подходящих для неё местах. Но отвратительная суть её от этого не меняется. При этом, хуже всего то, что человек по природе своей способен быстро привыкать ко всему, что составляет его среды обитания. В том числе и ко всякой мерзости, не вдумываясь в её смысл, принимая её как нормальное и допустимое явление. И если в рабочем коллективе или семье с уст людей не сходит нецензурная лексика, то рано или поздно она начинает восприниматься как нормальный «язык» любым членом указанного сообщества. (Лично имел опыт пребывания в подобного рода коллективе) Поэтому ваша тревога за воспитание детей вполне реальна и обоснована.
Но думаю, выходя замуж, вы были осведомлены о изъянах в воспитании будущего супруга и его социальном окружении. И добровольно сделали свой выбор. Теперь вам нужно с разумным рвением постараться доказать супругу, что будучи главой семьи, он является главным её защитником. И его долг — защищать, оберегать свой дом и семью от всякой мерзости. И уж тем более не быть источником таковой. Подавая ему эту мысль, старайтесь сами проявлять чувство такта и христианского разумения. Таким образом вы никак не подорвёте авторитет отца, а только укрепите его. И сына воспитаете с твёрдым понятием о том, что разговаривать на языке паскудно извращённых сексуальных аллегорий (суть мата) никак не подобает настоящему мужчине.
Раиса спрашивает:
Здравствуйте.Батюшка!Объясните,пожалуйста, почему в Храме Христа Спасителя повсюду шестиконечные звезды? Когда ездили поклониться Дарам Волхвов,многие задавали такой вопрос.Понятно, что это просто символ,но почему использован именно этот,вводящий в смущение?Ведь Храм посещают разные люди,многие делают первые шаги в церкви,и первое,что приходит на ум, в православном храме иудейские символы. Простите за вопрос,но я не смогла правильно ответить, помогите.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Спешу развеять ваши сомнения. Ничего неуместного и несущего национальный подтекст в присутствии шестиконечных звёзд в Храме Христа Спасителя, конечно же, нет и быть не может. Ведь, этот знак, более известный под названием «звезда Давида» , был принят в качестве светского национального символа еврейского народа только в самом конце 19-го века. Как мы знаем, роспись современного Храма Христа Спасителя являет собой точную реконструкцию росписи первого храма-оригинала, уничтоженного коммунистическими властями. Создавалась эта роспись лучшими мастерами-художниками России в начале 19 века. В то время шестиконечная звезда, как было сказано выше, ещё не могла никак ассоциироваться с сугубо национальным символом Израиля и довольно часто использовалась в России и Западной Европе в качестве элемента орнамента, неся декоративную функцию. Присутствовала она и в православных храмах, и надгробиях ( в т.ч. писателей- Пушкина, Некрасова- никакого отношения к Израилю не имевших), и на страницах богослужебных книг. Таким образом, и создатели, и восстановители храма какой-либо коварной мысли включит в роспись потаённые чуждые знаки не имели.
Но время идёт. И вот, в сознании большинства жителей планеты пресловутая шестиконечная звезда закрепилась в качестве эмблемы одного государства, одной нации и одной религии (хотя, изначально, как говорилось, представлялась исключительно светским символом Израиля)
Так неужели Господь допустил оплошность? Попустил, чтобы главный храм самого крупного православного государства был ныне украшен чужими символами? Конечно нет. И в убранстве храма ничего «просто так», «по ошибке» быть не может.Ведь, что представляет для нас-христиан звезда Давида? Археологические раскопки в Палестине указывают на то, что данный знак использовался в далёкие ветхозаветные времена. Уже из самого названия понятно, что народная память твёрдо связывает его с царём и великим Божьим пророком Давидом. Тем самым царём , из рода которого пришёл в мир Спаситель. Тем самым пророком, который предвидел и воспевал в своих псалмах это пришествие и великую жертву. Строки его боговдохновенных псалмов мы слышим за каждым богослужением. Их же мы благоговейно произносим во время келейных молитв.( Это то вас, надеюсь, не смущает?) А читая в Священном Писании о его подвигах, мы вдохновляемся на служение Богу. Так почему же личная эмблема этого удивительного и угодного Богу человека, великого царя и пророка должна смущать нас, если мы видим её в украшении православного храма? Ведь Сама Богородица, проводя детство при Иерусалимском храме, наверняка, взирала на эту звезду. И синагоги, где Сам Господь проповедовал иудеям, были украшены этим символом. Лично я предлагаю, не нагнетая излишней истерии, относится к данному знаку так же как и наши предки. Видеть в нём благообразный ветхозаветный символ, на смену которому пришёл символ более важный- Животворящий Крест Господень. А если люди какого-то иного вероисповедания вкладывают иное значение в это изображение , то это их дело. Нас оно не касается.
Елена спрашивает:
Здравствуйте!Скажите пожалуйста,по каким дням у вас проводится крещение детей?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Таинство Крещения в нашем храме проводится ежедневно. Общие ( по нескольку детей вместе) в 10 ч по будням и в 12 ч по воскресным и иным праздничным дням. Индивидуальные- по договорённости. Но в любом случае, желательно накануне прибыть в храм на свечной ящик ( месте где берут свечи и записываются поминовения) и договориться о совершении таинства, побеседовать с крестящим священником.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте. Скажите,пожалуйста,можно ли вязать на крещение и вообще в церковные праздники?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте. Главное, что нужно сделать в великий церковный праздник- это «воздать «Богу Божие»- т.е. посетить службу в храме, усердно помолиться. Ну а уж затем все житейские дела в меру их необходимости и неотложности. И вообще, советую идти «в ногу» со всем православным миром. Когда пост, то поститься, а когда праздник то праздновать, как и все другие православные христиане.( Напоминаю об этом, потому что есть такие, что имеют страсть поститься и в самые светлые праздники. И даже видят в этом особое благочестие. На мой же взгляд здесь скрытая гордыня и неискренность) Если же вам претит после посещения храма и самое умеренное христианское празднование и общение с близкими, то займитесь полезными духовными трудами. Читайте Священное Писание, иные полезные духовные книги. От повседневной и не особо значимой рутинной работы ( какую можно перенести на иной день) ради праздника лучше отказаться. Это греховно, так как являет собой непочтения к празднику. И ничего хорошего из этого не выйдет.
Дарья спрашивает:
Здравствуйте.Подскажите пожалуйста,можно ли играть свадьбу за день до Троицы(7июня-день поминовения всех усопших)
Иерей Олег Анохин отвечает:
Накануне двунадесятых праздников (в т.ч. и Троицы) и в субботние дни по уставу таинство венчания не совершается.
АННА спрашивает:
Здравствуй,батюшка, можно ли матери,читать акафист Божей Матери Помощницы в рода за свою непраздную дочь. Спасибо.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Отчего же нельзя? Читайте, молитесь.
Татьяна спрашивает:
Здравствуйте,Батюшка. У меня несколько меркантильный вопрос. Подскажите, кому необходимо молиться(какому Святому), чтобы была возможность заработать и приобрести собственный дом.Жить с родителями нет уже сил, да и они говорят, как было бы неплохо, чтобы мы на старости лет могли пожить одни. Из-за этого возникают ссоры и недопонимания. Что говорит Библия, должна ли молодая семья жить своим домом? Спасибо, с уважением,Татьяна
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Каких-либо конкретных указаний относительно отдельного от родителей проживания для молодой семьи в Священном Писании нет. Однако, изложенная Самим Господом сущность любой семьи, согласно которой, «оставит человек отца и мать и прилепится жене своей,» — конечно же, подразумевает некоторое естественное обособление ново созданного семейства. Так что честно трудитесь, стройте свое собственное семейное здание. Но и о молитве не забывайте. Спрашиваете: Кому молиться? Подателем всех благ является Сам Господь Иисус Христос. К Нему в первую очередь и надо обращать свои молитвы. Бесценно для нас также заступление Его Пречистой Матери Богородицы Девы Марии, которая ближе всех к Своему Сыну. Кроме того, народный опыт свидетельствует о действенности для разрешения материальных проблем ходатайства перед Богом святителя Спиридона Тримифунтского. Этот древний святой жил в 4 веке н.э. на о.Кипр. Как при жизни, так и после своей кончины прославился множеством чудес. Ему существуют специальные молитвы, акафист. Полезно, думаю, будет так же обратиться к святителю Иоанну Милостивому. Указанный святой, будучи в древности патриархом Александрии, не оставил без помощи и внимания ни одного жителя этого огромного города, кто бы к нему не приходил . Он являет собой истинный пример христианской благотворительности. Может быть, благоволит помочь и вам в ваших трудностях. Советую так же не забывать о нашей российской святой- блаженной старице Матроне Московской. Очень и очень многие свидетельствуют о действенности обращения к ней в сложных ситуациях и о полученной от неё помощи. И это лишь небольшой перечень святых угодников к которым вам было бы уместно обратиться с молитвами. Но не забывайте, что молитвы святым- это не заклинания, а искреннее обращение за помощью действительно нуждающихся в таковой . Обращение к конкретным людям. Мы их не видим, так как они предстоят у престола Божия и для нас недосягаемы, но они нас видят и слышат. Обмануть их, и уж тем более Самого Господа , невозможно. Поэтому молитва должна быть чистой и искренней. И если вы что-то просите у Бога, то необходимо выполнять и те требования, которые Он Сам к нам для нашего же блага предъявляет. Это означает всегда соблюдать Божии заповеди, вести христианскую жизнь. Искреннее желание быть христианами должно проявляться во всех сферах вашей жизни. В том числе и в отношениях с близкими. Вот, вы пишите, что у вас возникают ссоры и недопонимания со старшим поколением. Кто без греха и ошибок? Но советую вам при этом ни в коем случае не оправдывать отсутствие в себе необходимых христианских качеств- терпения, смирения, любви к ближнему, — стеснёнными жилищно-бытовыми условиями. Помните, что при достатке этих качеств, а также искренней любви между супругами можно обрести настоящий «рай в шалаше,» даже и коммунальном. А при их отсутствии можно быть несчастными и в собственном дворце. Кто знает? Может быть, Господь и допускает для вас эти трудности , что бы вы смогли выработать эти качества, одержав победу над собой. Потрудитесь и над этим.
Наконец, искренне советую вам не оставлять свою жизнь «на потом». Думать:» Обзаведёмся собственным отдельным жильём- вот, тогда и заживём. А сейчас можно, стиснув зубы, провести отрезок жизни в состоянии некоего анабиоза.» Молодость сама по себе вещь прекрасная и неповторимая. Она значит много больше любых жилищных условий. Пользуйтесь и наслаждайтесь ей ( в хорошем смысле слова) несмотря ни на какие временные препятствия!
Татьяна спрашивает:
Батюшка, здравствуйте. У меня 2 вопроса:
1.Как устроиться на работу в церковь(чтобы быть ближе к Богу, без получения зарплаты?).
2.КАк «найти» себе духовного отца?
Спаибо, с уважением Татьяна
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Постараюсь ответить по порядку:
1. Для того чтобы устроиться на работу в церковь вам самой необходимо определиться какими именно талантами и способностями вы можете помочь приходу. В качестве кого хотите потрудиться? К примеру, желаете ли стать певчей или чтецом на клиросе? Преподавательницей воскресной школы? Помощницей по уборке? Определившись, обратитесь к настоятелю храма для предметного обсуждения возможности трудоустройства.
2. Вопрос выбора духовного отца и наставника довольно часто рассматривается в публикациях на духовную тему, рубриках ответов священнослужителей в газетах, на православных сайтах (в том числе и нашем). Суть большинства ответов на этот вопрос сводится к рекомендации следовать всему самому простому и естественному. Ведь, будучи православной христианкой, вы, наверняка, нередко бываете в храме, беседуете с разными священнослужителями, в том числе при прохождении таинства исповеди. И тот, кому вы чаще исповедуетесь, с кем вам удобнее и приятнее общаться в духовном плане, тот и является вашим духовным отцом. Подобное утверждение, конечно же, не исключает возможности поиска общения с прославленными и всем известными духовными наставниками, старцами. Но всему должна быть своя мера. В качестве примера хочу привести простой житейский случай. Если случится нам простудится и заболеть обычным бронхитом, — мы ведь не едем в столицу искать лечения у какого-нибудь профессора-светила мировой медицины по лёгочным заболеваниям, а обращаемся за помощью к обычному врачу по месту жительства. Да, профессор, безусловно, сможет нас вылечит. И, возможно, сделает это даже быстрее и лучше. Но добиваясь с ним встречи, мы можем потерять драгоценное время и усугубить свою болезнь. Не говоря уже о излишних хлопотах, которые мы доставим себе и профессору, оторванному от более важных дел. Да к тому же и рекомендации, которые даст по обычному заболеванию светило медицины, могут ничем не отличаться от рекомендаций обычного доктора. То же самое мы можем наблюдать и в духовной сфере. Очень часто наши духовные «болезни» врачуются самыми универсальными и распространёнными средствами, которые вам может посоветовать любой приходской священник. Ну, а если потребуется вам действительно помощь исключительного «специалиста» — прозорливого старца, подвижника, то, думаю Господь Сам направит вас к нему. Главное, не перечить Божьей воле и не лениться.
Кроме того, при поиске духовного отца советую всем решительно отказаться от так называемого потребительского подхода. Так, некоторые тщатся по интернету или устным отзывам выбрать кандидата в духовные отцы и наставники, «поступить» к нему в «духовные чада» и таким несложным путём достичь духовного совершенства . Подобным же образом в современном мире выбирается подходящий товар или услуга. Но метод, который хорошо действует в торговле, в совсем иной- духовной сфере может принести противоположный результат. Следуя ему, можно стать добычей «волка в овечьей шкуре»- человека только выдающего себя за пастыря (раскольника, запрещённого расстриги, недостойного стяжателя и пр.) одержимого созданием секты для удовлетворения собственных меркантильных интересов. Такие бывают особенно изощрены в саморекламе, рассказах о своих духовных «подвигах», «чудесах и благодатности.» Подспорьем себе они, как правило, избирают самые радикальные и нелепейшие идеи маргинальных околоцерковных кругов. Уводят одураченных людей жить в леса, в подземелья, предрекают «концы света», заставляют стариков отказываться от заработанных пенсий, уничтожать необходимые государственные документы, малюют «иконы» с «ликами» Сталина, Ленина, Распутина, обожествляют царя-мученика Николая, кощунственно именуя его «искупителем»- совершают многие иные противные Божиим заповедям и Священному Писанию действия. И некоторые неискушённые, духовно малограмотные люди в подобных действиях видят признаки особой избранности и истинности. Пишу вам об этом не потому что отношу вас к таковым, а для того чтобы предостеречь в плане опасности прислушивания при определённых условиях к «общественному мнению» при выборе духовного отца.
А для того, чтобы всё таки сделать правильный выбор, нужно слушать Самого Господа. Ведь, в Заповедях блаженства Он ясно говорит нам: «Блаженны нищие духом…» А как мы знаем, нищие, прося помощи ничего не требуют и ничего не выбирают, а с благодарностью принимают всё им предложенное. Поэтому советую, приходя в храм Божий, чувствовать себя смиренной просительницей, а никак не разборчивой покупательницей, клиенткой по получению духовных услуг. С благодарностью принимать всё предложенное. Ведь единственно важное и ценное, за чем вы приходите в храм, даёт вам в конечном итоге Сам Господь, а не мы- Его недостойные слуги. И поэтому в подобном смирении и «духовной нищете» нет ничего унизительного. Ведь смиряетесь вы перед Самим Господом, а Он, видя искренность ваших чувств, даст вам всё нужное- в том числе предоставит и духовное окормление.
Просмотры (12)