Елена спрашивает:
Добрый день,батюшка.Мы с мужем люди верующие,крещёные.Конечно,в церковь приходить часто не получается.Муж мой имеет педагогическое образование,работал учителем до армии,сейчас уже 8 лет работает в МВД.Человек он очень добрый,в последнее время его посещают мысли и желание служить Богу и церкви,более того,в его роду были батюшки.Но время-то уже немного упущено…Хотелось бы узнать,есть ли у мужа возможность стать церковнослужущим?И что для этого надо.Ему хотелось бы,конечно,стать диаконом.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Это вопрос, на который невозможно ответить заочно.
Михаил спрашивает:
Здравствуйте.
Интересуюсь историей Церкви. Возник вопрос по преодолению последствий церковного раскола 17 века.
Соборами 17 века на всех православных, молящихся двуперстно, были положены клятвы, отменённые Поместным Собором РПЦ 1971 г. и архиерейским Собором РПЦЗ 1974 г.
Архиереями РПЦЗ в 2000 г. было принято покаянное обращение к старообрядцам http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=387 , в котором было выражено сожаление о жестоких гонениях на них, которые вдохновлялись и некоторыми архиереями тех времён. В обращении было испрошено прощение у нынешних старообрядцев за те гонения на их благочестивых предков. В РПЦЗ с момента снятия клятв на всех православных двуперстников до момента появления архиерейского обращения к старообрядцам прошло 26 лет. В РПЦ с момента снятии клятв прошёл 41 год. Мне до сих пор не встретилось НИ ОДНОЙ отрицательной оценки того обращения кем-либо из священнослужителей РПЦ, а подобного обращения от РПЦ до сих пор нет. Отсюда и возникает вопрос. Как Вы думаете, ПОЧЕМУ архиереи РПЦ до сих пор не обратились к старообрядцам подобным образом?
По-моему, логичный и конкретный вопрос.
Мои попытки отыскать ответ на него до сих пор оказались недостаточно успешными.
Если Вы посчитаете возможным ответить мне, привлекаю Ваше внимание к факту, что имею некоторый уровень знаний по истории возникновения и углубления раскола, которые мне удалось обрести после ознакомления с трудами известных, авторитетных в РПЦ церковных историков.
В данный момент мне уже известно:
1) известны основные конкретные факты возникновения и существования раскола;
2) известны цитаты св. Отцев о старообрядцах, в т.ч. преп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского и др.;
3) известны формулировки обвинений в адрес старообрядцев;
4) известно, что чрезмерное углубление в исторические, догматические и богословские подробности произошедшего раскола мне видятся в возможном ответе уводящими от конкретики: вряд ли архиереи РПЦЗ не учли тех подробностей, обращаясь к старообрядцам;
5) известно о наличии многих старообрядческих согласий;
6) известно, что гнала старообрядцев именно гос. власть, а не церковная, но вдохновляли-то её как раз некоторые священнослужители;
7) известно, что использование в качестве аргумента об отсутствии обращения архиереев РПЦ невозможность покаяния за чужой грех не соответствует действительности: такое покаяние возможно, и тому готов привести немало авторитетных для РПЦ мнений, если пожелаете. Да и на примере покаяния за чужой грех в св. Предания, упоминаемом в тексте обращения архиереев РПЦЗ видно, что это возможно;
8) известно отношение высшего руководства РПЦ к вопросу о законности нынешних поповских старообрядческих согласий;
9) известны соборные решения РПЦ в отношении старообрядцев и высказывания высшего руководства РПЦ об отношениях с ними;
10) известно отношение старообрядцев к РПЦ;
11) известна роль патр. Никона, государя и греческих реформаторов в произошедшем расколе;
12) известно, что РПЦ и РПЦЗ в 2000 г. не имели евхаристического общения между собой.
Повторение уже известных мне вышеперечисленных фактов в Вашем возможном ответе, как мне видится, лишь отнимут Ваше время и может сделать ответ на мой вопрос неконкретным.
Простите.
Если у Вас нет ответа на мой вопрос, буду признателен, если найдёте возможность так и написать мне.
Если у Вас есть ответ на него, буду признателен, если найдёте возможность обосновать его.
Итак, вопрос очень краткий: П О Ч Е М У ?
Простите ещё раз.
Прихожанин храма РПЦ МП
Михаил.
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте, Михаил! Как и вы, я также люблю историю. Поэтому мне будет интересно пообщаться с вами. Не исключаю, что наши взгляды могут существенно различаться. Заранее прошу не обижаться, если некоторые мои суждения вам не понравятся. Просто прочитайте и обдумайте их.
Прежде всего, определимся с терминологией. Нам, православным- не приемлемо само название «старообрядцы». Мы знаем «мнимых старообрядцев» — т.е. выдающих себя за поборников древних обрядов и обычаев, но, на самом деле, не являющихся таковыми. Определённые вопросы, по моему мнению, вызывает термин «раскол церкви». Мы с вами ведь верующие люди, и , согласно Символу нашей веры, веруем в Церковь ЕДИНУЮ, то есть никак не «расколутую». По Господнему обетованию эта Церковь будет всегда, никем не одоленная и не поверженная-ОДНА Церковь, а не совокупность разных учений. Поэтому, лично мне, для характеристики указанных событий представляется более уместным название- ОТКОЛ. Один эстет сказал, что творение истиной красоты заключаетя в том, чтобы отколоть от предмета всё лишнее. Думаю, это выражение подходит и для красоты духовной. Веками от Церкви откалывались различные лишние, ложные учения-ереси. Откалывались и погибали. Такое очищение можно было бы назвать даже благотворным, если бы мы при этом не теряли живые человеческие души. Весь трагизм в том, что души людей, выходя из общения с истинной церковью, направляют себя во власть дьявола. При этом дьявол не своевольничает, а берёт тех, кто сами к нему идут, направляемые собственным несмирением, непокорством и честолюбием. Именно это мы можем наблюдать на примере мнимых старообрядцев. В какие уродливые, безбожные секты обратились многие из этих «поборников благочестия»- различные «хлысты», «скопцы» и прочие! Часть из них внешне сохраняет видимость церковности. Но внешняя видимость ещё не есть истина. И только некоторым, пройдя через все перепетии внецерковного бытия удалось вновь пристать церковному стаду под эгидой единоверия.
Обращаясь к истории, вы совершенно верно отметили, что преследование мнимых старообрядцев осуществлялось не церковной, а государственной властью. Так, знаменитый протопоп Аввакум был сожжён светской властью, только когда он открыто против этой самой власти выступил. Безусловно, это было жестокое действие, но таково было уголовное законодательство в отношении оппозиционеров того времени. Церковь не имеет к нему отношения. Однако, являясь как духовным лицом, так и гражданином своей Родины, хочу уделить внимание вопросу- всегда ли власти были не правы в борьбе с т.н. старообрядцами, представляющимися лично вам «белыми и пушистыми»? Вспомним кровавые бунты С.Разина и Е.Пугачёва. Ведь по сути это были религиозные войны- восстания т.н. старообрядцев наносившее Российскому государству удар в спину в самое тяжёлое время его становления. Осуществлялись эти удары с поддержкой тогдашних ярых врагов нашей страны: Запада и Османской империи, Вспомним прямых предателей: казаков-некрасовцев, ушедших служить во время русско-турецких войн за освобождение славянских народов к турецкому султану, и, ради своего «древного благочестия» ливших кровь православных христиан в Греции и Малой Азии. Помянём Карловацкое старообрядческое соглашение эпохи первой мировой- опять же на территории врагов австрийцев. Приведённые факты не оставляют сомнений, в том что в большинстве своём мнимые старообрядцы были последовательными врагами Российского государства- своей Родины на протяжении большей части её истории, а говоря проще-предателями. Любое государство борется с предательством. И я думаю у нас нет оснований винить нашу страну в том, что она не стала в этом плане исключением. Далее перейдём к предательству законов Господних. Истоические данные гласят, что именно старинные старообрядческие роды купцов (небезъизвестный С. Морозов и прочие) зачем-то финансировали в России безбожную революционную деятельность- террористов и неспровергателей порядков, зачастую сами в ней учвствовали. В этой вековой борьбе ненависть и жестокость фанатиков не щадивших и самих себя( вспомним многочисленные факты самосожжения) безусловно превышала рвение «гонителей»- обычных государственных служащих выполнявших свою работу. И только в советские, атеистические времена общая беда как-бы сблизила всех. На любого верующего в атеистическом окружении мы, православные, уже смотрели как на брата. (При этом отсутствуют серьёзные факты о взаимности. Ни баптисты, ни т.н. старообрядцы на территории СССР нас почему-то так и не полюбили и намерения приблизиться не выразили.) Так в связи с гонениями и отсутствием информации среди некоторых верующих, плохо разбирающихся в богословских тонкостях, родилось мнение, причисляющее старообрядческое движение к некой духовной гвардии. Конечно, это не так, и время развеет все ложные представления и всё расставит на свои места.
Теперь прейдём непосредственно к вашему вопросу. Вы считаете, что Церковь должна извиниться за «гонения» в отношении т.н. старообрядцев. Конечно же я не могу высказываться от лица соборного духовного разума Церкви или высших церковных иерархов, но своё личное мнение дерзну выразить. Если какая-либо организация приносит перед кем-то официальные извинения, то обычно их выражает руководитель этой организации.Как известно, главой Церкви является сам Господь. Так неужели же вы, верующий человек, считаете, что Сам Господь, единый безгрешный, должен извиниться перед Своими заблудшими овцами за то, что попустил в отношении них какие-то перегибы со стороны отдельных людей? Очевидно, что сама мысль эта кощунственна и неуместна. Отдельные церковные деятели, будучи представителями человеческого рода подверженного греху, конечно же, могут допускать ошибки. Но извиняться они должны и могут только от своего лица, но никак от лица всей Церкви, которая есть Тело Христово и по определению безгрешна и никому не подсудна.
За извинениями я бы посоветовал тем, кому они нужны, обращаться к еретикам-католикам. Ведь как известно, у них Римский Папа, объявляемый официально главой организации, правомочен приносить данные извинения. Что они (Римские Папы) постоянно и делают. При этом данные иерархи как-бы противоречат сами себе. Ведь с одной стороны, они, уподобляя себя Самому Господу, заявляют о своей непогрешимости. А сдругой стороны им приходится постоянно извиняться за неблаговидные поступки ( массовые, неоправданные аутадофе- сожжение живых людей, погромы крестовых походов, преследование учёных и прочее) Это несоответствие является последствием преобладания человеческих эгоистичных чаяний в делах Божиих. Наша же истиная церковь- есть корабль, направляемый по волнам времени твёрдой десницей Божией. Этот корабль по воле Господа способен проходить через все бури и невзгоды без трагических ошибок и отклонений от заданного Самим же Богом курса. От всей души советую Вам твёрдо закрепить за собой место на этом удивительном корабле и не поддаваться уловкам различных сирен, которые голосами и видом (внешним обманчивым благочестием) притягивают к себе, а за тем тянут на дно несознательных моряков.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, батюшка!
Из православной литературы, я поняла, что Бог обладает СверхСилой и СверхРазумом.
Скажите, пожалуйста:
Например, наступает момент когда я оказываюсь перед Богом (а такой момент будет у каждого) и я прошу Господа по секундам пересмотреть свою жизнь, как фильм, и естественно на просмотр мне потребуется столько времени, сколько была моя жизнь.
1. Достаточно ли Ему одной секунды, чтобы пересмотреть всю мою жизнь например за 50 лет?
2. Если я спрошу, Господи за всю жизнь: сколько всего часов, минут, секунд я спала, сколько я съела мучного, солёного и т.д. и т.п. Может ли Господь сразу не раздумывая ответить с точностью до секунд, грамм на абсолютно все существующие вопросы?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте, Юлия! То, что вы именуете «СверхСилой» и «СверхРазумом» — мы, христиане называем свойствами Божиими- Его всемогуществом и Его всеведением. И вот, на основе этих свойств можно смело утверждать: 1. И миллионной доли секунды достаточно Господу на ВСЁ (кстати, именно столько времени было потрачено на создание нашей планеты, согласно мнению многих современных учёных) 2. Бог может ответить на любые вопросы своих творений. Смею также вас заверить, что на Страшном суде ваш диалог с Богом будет носить несколько иной характер. И отвечать на вопросы о прожитой жизни ( возможно весьма строгие, сложные) предстоит именно вам. Поэтому для вас будет лучше, если вы заранее узнаете о сути и содержании предстоящих за чертой вечности «бесед». Для этого внимательно читайте Евангелие и меньше думайте о всякой чепухе.Таков мой искренний вам совет.
Мария спрашивает:
Здравствуйте! скажите пожалуйста, как должны подготовиться к венчанию жених и невеста?
Иерей Олег Анохин отвечает:
Здравствуйте! Ответ на ваш вопрос не может быть вполне однозначен. С одной стороны нет ничего проще, и подготовка к венчанию не требует никаких усилий, а с другой стороны- это дело для человека одно из самых сложных и трудно исполнимых. Чисто формально, радостное событие совершения таинства брака не предусматривает какой-либо специальной подготовки. Единственное,что требуется от брачующихся- это прийти в храм и подтвердить священнику серьёзность своих намерений, а так же выполнить его иные несложные указания во время совершения таинства. С другой стороны, с точки зрения высоких требований истинно христианской жизни к таинству вечания нужно готовится всю свою сознательную жизнь.Эта подготовка подразумевает необходимость содержать свою душу и тело до брака в абсолютной чистоте, быть искренними, чтобы ваши помыслы были также чисты и не разнились с вашими действиями, конечно же,знать и выполнять все заповеди Божии, церковные предписания, учиться чувсту ответственности,- так необходимому в браке. Кроме того, юноше не мешало бы освоить какую-либо профессию, чтобы содержать будущую семью, а девушке научиться терпению и хозяйственности. Но всё это в идеале. И если что-то из перечисленного вы, к сожалению, не осилили, а обоюдное желание вступить в брак достаточно сильно- рискните. Ещё раз повторю, что формально для таинства венчания требуется лишь искреннее желание свободных мужчины и женщины вступить в брак (подтверждённое государтсвенной его регистрацией), и чтобы, конечно, и жених и невеста были верующими паравославными христианами.
Хочу добавить, что некоторые священники в день венчания настоятельно рекомендуют жениху и невесте совместно причаститься Святых Христовых Тайн. Такой благочестивый обычай применялся в старину, но в наше время я не советую слепо его придерживаться. Ибо, как мы знаем, принятие Святого Причастия подразумевает серьёзную подготовку. Это требование можно было соблюсти в стародавние времена, когда в бак вступали зачастую в весьма раннем возрасте (15-16 лет) и все заботы по его организации брали на себя родители и родственники молодых, а от самих- жениха и невесты- ничего практически не требовалось. Они и на свадебном пиру практически не присутствовли, удаляясь на покой вскоре после его начала. Таковы были обычаи старины. В наше же время, с его особенностями и и ритмом жизни,- нечего и говорить о подобающей подготовке к Причастию среди предсвадебной суеты. Дальнейшие события-свадебное пиршество и первая брачная ночь, думаю, также плохо совместимы с величайшим христианским таинством. Поэтому, лично я, посоветовал бы молодым отгулять свадебное веселье, в достаточной и достойной мере насладиться им, а уж затем, соответственно подготовившись, совместно причаститься, и тем самым знаменовать вступление в общую семейную жизнь. Однако, повторюсь, это мой личный совет, а не категоричное требование православной Церкви. С уважение, иерей Олег Анохин
наталья спрашивает:
в какие дни можно покреститься у вас во сколько и как записаться за сколько дней
Голиков Игорь Николаевич, миссионер-катехизатор Смоленского храма отвечает:
Если речь идёт о взрослом человеке, то необходима предварительная беседа со священником, который и определит дату и время крещения.
Крещение младенцев совершается ежедневно после окончания Божественной Литургии. Будущим восприемникам (крестным) важно подготовиться к участию в Таинстве, знать основы учения Церкви, Символ веры, накануне крещения — исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Александр спрашивает:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста для Православного человека является Суббота почитаемая? Или все же воскресенье? Меня с толку сбивают Адвентисты,не знаю что им ответить!За раннее Благодарен!
Голиков Игорь Николаевич, миссионер-катехизатор Смоленского храма отвечает:
Дорогой Александр!
В своё время отец Андрей Кураев подробно разобрал все претензии адвентистов по поводу субботы и других вопросов:
http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/krav/krv19.html
У нас в храме каждый понедельник проводится апологетический противосектантский лекторий, где мы подробно разбираем все претензии сектантов, выдвигаемые ими против Православия. Занятия проходят в трапезной части храма, начало в 18.30. Приходите, поговорим.
В разделе «Сектоведение» нашего сайта Вы можете узнать подробную информацию об этой секте, которую сами адвентисты старательно скрывают.
От себя лично добавлю, что и сам в юности, когда мне было 16 лет, попал в секту адвентистов и провёл там 4 года. Многие исторические сведения о христианстве, которые приводят адвентисты, являются неполными, а иногда и просто не соответствуют действительности. Очень много натяжек и нестыковок.
Увидев это, я стал изучать историю христианства по другим, более объективным источникам. Результат-в 1996 году я принёс надлежащее покаяние и вернулся в лоно Православной Церкви, где по сей день служу Богу в меру своих скромных сил.
Если нужна моя помощь-пишите:
igor-golikov@inbox.ru
Анна спрашивает:
Здравствуйте!Подскажите пожалуйста, мощи матроны московской еще в орле или нет? Если нет,то когда еще привезут?
Галина спрашивает:
Пусть светлое Христово Воскресенье
Сердца наполнит радостью весенней.
И пусть Вас всех Господь благословит,
Пусть добрый ангел Вас всегда хранит.
С Праздником Пасхи!
Ольга спрашивает:
Здравствуйте ! скажите как подготовиться к Причастию.
Наталия спрашивает:
Здравствуйте! Мою душу разрывают боязнь греха и муки от болезни… Вот уже на протяжении 9 лет я мучаюсь заболеванием кожи рук…и ничего мне не помагает анализы ничего не показывают таблетки и самые сильные мази не помагают. Родственники настаивают чтобы я сходила к знахарке которая заговаривает это. Может быть еще год назад я без таких сильных переживаний пошла бы туда…но этим летом болезнь обострилась до такой степени что я имела душевную слабость и пошла к бабке, и одновременно просила матушку Матрону о помощи…После того как я сходила к этой бабке болезнь не отступила, но мне приснилась матушка Матрона которая ругала меня за это…Так что же мне делать? Помогите мне…подскажите как поступить…Заранее благодарю….
Просмотры (52)