Рим к концу II века был богатым городом. Между холмами раскинулся огромный Колизей, в нем проводились праздники. Над улицами возвышались величественные арки, а у подножия Капитолия стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. Здесь языческим богам поклонялись римляне. Христиане в городе были, но они скрывались, опасаясь преследования властей. Один из них был консулом.
Занимая высокую должность, этот человек жил в достатке. Когда у него родилась дочь, он назвал ее Татианой и воспитывал как христианку. Детство ее не было обременено никакими заботами. Постепенно из девочки она превращалась в красивую девушку. Ее белоснежное лицо обрамляли длинные вьющиеся золотисто-каштановые локоны. Но самыми чудесными были ее глаза. Они светились необыкновенной добротой, но была в них капелька грусти. Каждую ночь она молилась и все повторяла, что хочет служить Господу. Днем она была всегда рассудительной, старалась помогать людям.
Люди замечали ее красоту и доброжелательность. Многие молодые люди приходили к ее отцу свататься, но Татьяна отказывала всем. Отец попробовал ее уговаривать выйти замуж. Девушка отвечала, что любит только Господа и посвятит свою жизнь только Ему. Понимая, что решение свое она не изменит, любящий отец не принимал больше женихов, отказывая им сразу.
Однажды консул вернулся домой взволнованный. Император Гелиогабал был убит. На его место вступил новый правитель Александр Север. Римляне ждали перемен. Новый император отличался от своего предшественника. В его доме, кроме скульптур Аполлона и Орфея, находилось изображение Христа. Мать Александра была христианкой и много рассказывала сыну о своей вере. Несмотря на то что молодой император оставался язычником, он спокойно относился к новому учению, считая Иисуса еще одним богом. Христиане больше не опасались преследования. Они создали в Риме свою общину и, конечно же, среди них была Татьяна.
Каждый день она проводила в трудах. Видя ее добродетель, епископ назначил девушку диакониссой. Теперь она еще больше помогала верующим, ухаживала за больными. Благодаря ее заботам нуждающимся выдавалась пища и одежда, больные выздоравливали. Нищие и сироты всегда получали от нее помощь. За что бы она ни взялась, все устраивалось наилучшим образом. Слава о ее доброте распространилась далеко за пределы христианской общины.
Кроме Александра Севера страной управлял государственный совет. Многие его члены были недовольны тем, что христиане получили свободу. Особенно негодовал римский епарх. Как градоначальник, он имел право издавать указы, которые должны были неукоснительно выполняться. Заручившись поддержкой совета, он написал закон, по которому христиане должны были поклоняться языческим богам, иначе их ждала казнь.
С этого момента христианская община прекратила свое существование. Татьяну силой привели в храм Аполлона. Сначала ей предложили поклониться языческому богу. «Для меня существует только один Бог — Иисус Христос», – ответила она и стала молиться. В тот же миг раздался страшный грохот. Одна из статуй Аполлона упала и разбилась на куски. А вслед за этим разрушилась стена храма. Язычники набросились на девушку. Но всякий раз, нанося удар, они испытывали боль, как будто руки их ударялись о камни. В это время Татьяна молилась, чтобы Господь их простил. И вдруг случилось необыкновенное: мучители увидели рядом с девушкой ангелов. Поверив во Христа, они открыто заявили об этом, за что их сразу же казнили.
На следующий день Татьяну снова привели на суд. На ней не было ни одной раны. Удивились мучители, но, получив приказ градоначальника, опять приступили к пыткам. Они почувствовали, что ангелы защищают Татьяну и даже наносят им ответные удары. На исходе дня девять мучителей остались лежать мертвыми, а Татьяну увели обратно в темницу.
И на третий день девушка предстала перед судьями совершенно здоровой. Язычники были ошеломлены, им показалось, что она стала еще красивее, чем была. «Принеси жертву Диане, и мы отпустим тебя!» – воскликнули судьи. Татьяна попросила отвести ее в храм языческой богини. Как только она подошла к нему, перекрестилась и стала молиться, раздался гром и в здание ударили молнии. Храм был разрушен.
Увидев это, язычники опять стали пытать Татьяну, но на следующий день она снова представала перед ними невредимой. Посчитав ее ведьмой, враги остригли ей волосы, думая, что именно в них заключается ее сила. Но они ошиблись. Татьяну оставили на ночь в храме Зевса, а наутро увидели разрушенного идола и ее, находящуюся в добром здравии.
Оставшись верными Господу, Татьяна и ее отец были казнены 12 января 226 года.
Святая Татиана как мученица первых веков христианства почитается и в православной, и в католической церквях. Часто на иконах святая мученица Татиана изображается с лавровым листом в руках. Лавр напоминает нам о том, что она была замучена в языческом храме бога Аполлона: лавровый венок в волосах этого верховного античного божества — его неизменный атрибут. Таким образом, лавр в руках христианской святой говорит о том, что она силой Христовой веры одержала через свою мученическую гибель духовную победу над язычеством в лице одного из персонажей пантеона римских богов.
Имя Татиана в переводе с греческого означает – учредительница.
Идея об открытии первого в Москве университета принадлежит М.В. Ломоносову и графу И.И. Шувалову. Соответствующее прошение граф подал императрице Елизавете Петровне в 1755 году
Неизвестно, по каким соображениям императрица Екатерина подписала Указ об учреждении Московского университета именно в день 12 января (25 января по н. ст.) 1755г., он совпал с днем именин матери графа Шувалова И.И. — Татьяны Шуваловой, но святая Татьяна стала настоящим покровителем студенческой братии. Дата, когда был подписан указ, стала днем рождения университета.
Кроткая, но сильная духом мученица теперь не имеет забвения, ибо не переведутся в мире студенты во все времена.
Тропарь, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя
Просмотры (394)