27 марта. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалонитский.

Agios-Gregorios-Palamas-37В это воскресенье Церковь чтит память святителя Григория Паламы.

Особое внимание уделяется Церковью этому святому по той причине, что он в 14 веке обосновал православное учение о Нетварном Свете, был защитником практики исихазма.

Основные мысли святителя.

  1. Знание внешнее и внутреннее (духовное).

Внешнее знание совершенно отлично от истинного и духовного знания, невозможно «от [внешнего знания] научиться чему-либо верному о Боге». При этом между внешним и духовным знанием существует не только отличие, но и противоречие: «оно настроено враждебно по отношению к истинному и духовному знанию». Когда мудрость мира служит Божественной мудрости, они составляют единое древо, первая мудрость приносит листья, вторая плоды.

Мудрость Божия начинается с блага за счет чистоты жизни, а также с истинного ведения сущих, которое происходит не от научения, а от чистоты. «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом».

  1. Познание Бога.

Возможно некоторое знание, когда человек обладает предпосылками знания Бога, Который становится доступным через Свои энергии. Бог является одновременно постижимым и непостижимым, знаемым и незнаемым.

Однако, Бог непостижим по сущности.

  1. Созерцание.

Для св. Григория созерцание выше всего, включая апофатическое богословие. Одно дело говорить или молчать о Боге, другое жить, видеть и обладать Богом. Апофатическое богословие не перестает быть «логосом», а «созерцание выше логоса».

Созерцание — сила ума, действие Святого Духа.

Обладание подлинным созерцанием Палама сравнивает с обладанием золотом: одно дело думать о нём, другое иметь в своих руках. «Богословствование столь же уступает этому ви́дению Бога в свете и столь же далеко от общения с Богом, как знание от обладания. Говорить о Боге и встретиться с Богом не одно и то же».

  1. Свет Господня Преображения  на Фаворе.

Свет Господня Преображения на Фаворе — Полнота Божества.

  1. Сущность непознаваема вообще (как Бога, так и человека).
  2. Божественная сущность есть Бог, но Бог пресуществен, Его сущность непознаваема даже как категория сущности (в отличие от схоластики, где сущность Бога является таким же категориальным понятием как и остальные сущности, только с трансцендентными характеристиками).
  3. Всякая сущность познаётся в своем проявлении, в своих энергиях. Энергии есть свойства, движения естества, проявленные вовне.
  4. Бог причастен твари в Своих энергиях, но не в сущности. Сам мир создан именно творческим волением, то есть он сотворён этими энергиями.
  5. Человеческое естество и Божие не взаимопересекаемы. Если во Христе они были соединены через Божественную ипостась Слова — личность Христа, то человеческая личность является тварной. Однако, причащаясь Телу Христову и направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога также, как во Христе. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы греческий термин синергия.
  6. Человек становится соучастником всейПолноты Божественной жизни в Её нетварных проявлениях через действие в нём Благодати как Самого Бога.
  7. Человек участвует в Полноте Божества не только душевно, но всей полнотой своего естества, особенно физической. Причастие Божественной жизни проявляется озарением как умственных, так и физических очей Нетварным светом, необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии. (Ср. случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку.) Так как тело также участвует в Божественной жизни, то для него также необходимы определенные практики, разработанные в течение веков исихастами.
  8. Человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога и усвояется Богом. Так выполняется вторая часть сентенции «чтобы человек стал богом», богом не по существу, но по благодати.

Использовались материалы:

https://ru.wikipedia.org/wik

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/

 

Просмотры (88)

Комментирование запрещено