Памятник преподобному Серафиму Саровскому в Орле.
Фото — http://orel-eparhia.ru/
Перед приездом Святейшего Патриарха Кирилла в Орловскую митрополию на площади перед Богоявленским собором был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Причины, по которым именно этот памятник был установлен на этом месте подробно раскрываются в статье Павла Меркулова — доктора исторических наук, директора филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Орловский филиал) и Виктора Ливцова — доктора исторических наук, заместитель директора ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Орловский филиал).
Полный текст статьи расположен на официальном сайте Орловской митрополии, здесь приводится выдержки из данной статьи.
«Данные о пребывании преподобного Серафима Саровского в Орле содержатся в книге «Дивный старец. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца», автором-составителем которой является монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, член Союза писателей СССР Лазарь (Афанасьев, 1932-2015). О посещении г. Орла Серафимом Саровским автор пишет во 2 главе своей книги, повествуя о том периоде жизни Серафима, когда он был известен под именем Прохор, и являлся послушником Саровского монастыря, что подтверждается и другими исследователями.
В 1784 году в Саровской обители настоятелем был иеромонахом Пахомий (Назарович). Им были инициированы масштабные строительные работы, в рамках которых планировалось возведение нового храма. Но средств не хватало, и старец Иосиф (один из монахов Саровской обители и духовник Серафима) предложил своему духовному сыну Прохору (Серафиму) новое послушание — сборщика денег на построение храма.
Из этого следует, что летом 1784 года Прохор (Серафим), будучи послушником Саровского монастыря, посетил Орёл, собирая средства на строительство нового храма в своей обители.
Основными местами сбора средств на церковные нужды в России всегда были храмы. В 1784 году действующими храмами (из дошедших до нашего времени) в Орле были: Богоявленский собор (древнейший из сохранившихся орловских храмов, каменное здание которого было возведено в первом десятилетии XVIII века); Троице-Васильевский храм (заложен в 1743 г.; строительство окончено в 1751 г.); Ахтырский кафедральный собор (возведен в 1773 г.); Свято-Иоанно-Крестительский храм (заложен в 1774 г.; освящен в 1777 г.); Николо-Песковский храм (заложен в 1775 г.; в 1776 г. был построен и освящен южный придел святителя Николая Чудотворца, а главная церковь с Ильинским алтарем окончена постройкой в 1790 г.) Из всех перечисленных храмов в то время только Богоявленский собор и Троице-Васильевский храм располагались в городской черте. Остальные находились либо на дальних окраинах, либо за городом. По сути, в центре был только один значительный храм, игравший роль городского собора — Богоявленский. Именно он был средоточием духовной жизни орловцев, являясь главным храмом Орла (более древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы к рассматриваемому времени сильно обветшала и богослужения в ней не проводились; она была разобрана в 1786 году).
Таким образом, с большой долей уверенности можно предполагать, что в 1784 году преподобный Серафим Саровский в возрасте 25 лет (или 30 лет) во время своей послушнической миссии посещал Орёл, и, вероятнее всего, принимал пожертвования от прихожан Богоявленского собора, в 1784 году самого значимого из всех храмов города».
Кроме этого, авторы опосредованно устанавливают связь между преподобным Серафимом и городом Орлом через жизнь и деятельность Сергея Александровича Нилуса и митрополита Серафима (Чичагова).
Сергей Александрович Нилус – религиозный писатель, известен как православный автор (в частности по книгам, посвященным известным личностям Дивевского монастыря). Детство Сергея Александровича было связано с имением Золаторево Мценского уезда Орловской губернии.
Митрополит Серафим (Чичагов) – епископ Русской Православной Церкви. С 1906 по 1908 годы он управлял Орловско-Севской епархией. Именно он написал подробное житие преподобного Серафима Саровского и являлся автором «Летописи Серафимо-Дивеевоского монастыря» (второго издания). В 1902 году по повелению Святейшего Синода он был одним из главных организаторов работы по канонизации Серафима Саровского.
Просмотры (302)