В сонме святых, которые прославились на земле Орловской или способствовали утверждению Православия в нашей епархии особое место занимает сщмч. митр. Серафим (Чичагов).
Митрополит Серафим с 6 февраля 1906 года по 16 сентября 1908 года возглавлял Орловскую кафедру. За этот небольшой период времени он смог оказать сильное влияние на духовенство, прихожан и даже светские власти пробуждая их к ревностной духовной жизни.
Митрополит Серафим был обними из образцов высокого епископского служения для своего времени. Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился об укреплении и возрождении приходской жизни как одной их основ развития Православия в епархии. Он отличался горячим стремлением поставить духовенство на подобающую этому званию духовную высоту. Кроме этого, Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач.
Будущий святитель является одним их тех лиц, который оказал значительное влияние на вопрос о канонизации преп. Серафима Саровского. Именно Серафиму (Чичагову) было передано благословение от самого прп. Серафима Саровского через старицу Пелагею Ивановну на эту начало этой деятельности.
Митрополитом Серафимом был написан акафист Серафиму Саровскому, краткое житие преподобного и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Митрополит Серафим смог встретиться с Государем и, поднеся ему книгу, сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.
Митрополит Серафим (Чичагов) на Орловской кафедре.
Для нас особо значимо и ценно время пребывания святителя на Орловской и Севской кафедре.
С 6 февраля 1906 года Серафим (Чичагов) был назначен епископом Орловским и Севским. В Орловской епархии он настойчиво осуществлял возрождение христианской жизни в народе. Для этой цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и умножал благотворительность среди народа.
Именно на Орловской кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин. Впоследствии это свое убеждение святитель формулировал следующим образом: «Духовное… возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».
Уже в 1906 г., претворяя в жизнь Постановление Святейшего Синода от 18 ноября 1905 г. об устроении и возрождении приходской жизни, святитель Серафим организовал в храмах своей епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоявших перед приходами, и прежде всего — создание больниц, библиотек, школ и других образовательных учреждений. Последствия этой активной деятельности святителя Серафима не замедлили проявиться в жизни вверенной ему архипастырскому попечению епархии, и вскоре после своего назначения на Орловскую кафедру в одном из своих писем он с удовлетворением отмечал: «С 1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные. Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой».
Та жертвенность епископов, о которой писал святитель Серафим, была свойственна прежде всего ему самому, поэтому его деятельность как среди орловского епархиального духовенства, так и среди всего русского епископата, встречала все большее признание и уважение. Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 г. присутствующим членом Святейшего Синода.
Однако надеждам святителя Серафима на то, что его пребывание в столь полюбившейся ему Орловской епархии позволит осуществить его замыслы по возрождению в ней церковной жизни, не суждено было сбыться. Святейший Синод счел необходимым поручить святителю Серафиму управление епархией, в которой церковные дела находились в еще более сложном положении, нежели это имело место в Орловской епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима, и 16 сентября 1908 г. был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. Вновь, как это уже неоднократно бывало в жизни святителя Серафима, успешно начав очередное церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его завершении.
После этого митрополит еще трудился на Кишиневской, Тверской и Ленинградской кафедрах.
11 декабря 1937 г. Будучи уже на покое он был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.
Реабилитация митрополита состоялась 10 ноября 1988 года.
Митрополит Серафим был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 23 февраля 1997 года.
Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас.
Использованы материалы сайта — http://drevo-info.ru/articles/2920.html
Просмотры (78)