Преображение Господне это одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (Мф.17:1-13)[7], Марк (Мк.9:2-13) и Лука (Лк.9:28-36).
Суть этого праздника писатели и отцы Греческой Церкви передавали через образ Бога как образ Света, Который сияет в глубинах бытия, и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть.
Богословское содержание праздника раскрывается в словах тропаря и кондака праздника, перевод на русский язык, которых звучит следующим образом:
Тропарь праздника
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, показав Свою славу ученикам настолько, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!
Кондак праздника
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, и Твои ученики увидели Твою славу настолько, насколько они могли её воспринять, – чтобы, увидев Тебя распинаемого, поняли: страдание Твоё – добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Сияние Отца.
С праздником Преображения Господня связана традиция освящения плодов. История формирования этой традиции восходит, с одной стороны, к ветхозаветному празднику кущей, но, в большей степени, связан с тем, что на Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то преображенное состояние, которое человек и мир обретают через Воскресение Христа. Вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Как символ этого обновления в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
Просмотры (127)