Пятидесятницу также называют Днем рождения Церкви. В этот день на апостолов, именно как на Церковь, сошел Святой Дух. С этого дня Церковь наделена полнотой благодатных спасительных средств, необходимых верующим для достижения спасения.
В цветной Триоди Пятидесятница именуется «Неде́ля святы́я Пентико́стии», так как слово Пятидесятница по-гречески – Пентикости (Πεντηκοστή)..
Сошествие Святого Духа на апостолов предсказал пророк Иоиль. Впоследствии, и именно в День сошествия Святого Духа на апостолов, на это пророчество указал апостол Петр (Деян.2:16-21). Вот содержание этого пророчества: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил.2:28-32).
Праздник Пятидесятницы относится к числу Двунадесятых переходящих церковных праздников. В день праздника Пятидесятницы, обычно сразу после Литургии, совершаются 9-й час и Великая вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. При этом в день Пятидесятницы сразу же после Литургии может совершаться только Великая вечерня.
На всенощном бдении Пятидесятницы поется стихира 6-го гласа «Царю Небесный». Эта молитва ежедневно многократно используется в домашних молитвах и за общественным богослужением, кроме периода с литургии Великой Субботы до Всенощного бдения Пятидесятницы. От Пасхи до Вознесения вместо этой стихиры читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она не читается (всего 49 дней).
На праздничной утрене в храмах совершается пение двух канонов Святой Троицы. Они написаны знаменитыми святыми: первый – преподобным Космой Маюмским (VIII в.), второй, как считается, – преподобным Иоанном Дамаскиным (VII-VIII вв.).
Празднование Пятидесятницы совершается на 50-й день после Пасхи не вследствие того, что христиане переняли Ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а потому, что через 50 дней после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. Поэтому и День Святой Троицы всегда является воскресным.
На иконах Пятидесятницы, также как и на иконах праздника Вознесения Господня, изображают двенадцать апостолов, причем место отпавшего Иуды Искариота обычно занимает Павел, хотя в День Сошествия Святого Духа он еще не был членом Церкви и, более того, в первое время существования Церкви был ее гонителем.
В Новом Завете прямо не упоминается, что Божья Матерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция представлять Ее на иконописных изображениях этого события основана, в частности, на словах об учениках Иисуса Христа, согласно которым после Вознесения «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Заметим, что оборот «все они единодушно» повторяется в Деян.2:1: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе».
На тех иконах праздника, где Богородица не изображена, центральное место на скамье между Петром и Павлом, как правило, представлено не занятым ни одним из апостолов в знак того, что Господь незримо присутствует среди них и именно Ему принадлежит это место.
С давних времен на Руси существует благочестивый обычай в день Святой Троицы украшать храмы березовыми ветвями, при этом пол иногда устилается свежескошенной травой. Традиционно это объясняется несколькими причинами. В частности, вспоминается ветхозаветная Пятидесятница, когда после исшествия из земли египетской евреи подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. С другой стороны, зелень символизирует душу, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа, Духовым днем и Понедельником Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Святого Духа.
«По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод».
Святитель Иоанн Златоуст.
Просмотры (80)