Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с наступающим Днем Святой Троицы, Пятидесятницей! Сегодня мы хотим напомнить вам несколько фактов, касающихся содержания данного праздника. Желаем душеполезного чтения! Всеми радостями приближающегося великого события да исполнится душа ваша!

Пятидесятницу также называют Днем рождения Церкви. В этот день на апостолов, именно как на Церковь, сошел Святой Дух. С этого дня Церковь наделена полнотой благодатных спасительных средств, необходимых верующим для достижения спасения.

В цветной Триоди Пятидесятница именуется «Неде́ля святы́я Пентико́стии», так как слово Пятидесятница по-гречески – Пентикости (Πεντηκοστή)..

Сошествие Святого Духа на апостолов предсказал пророк Иоиль. Впоследствии, и именно в День сошествия Святого Духа на апостолов, на это пророчество указал апостол Петр (Деян.2:16-21). Вот содержание этого пророчества: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил.2:28-32).

Праздник Пятидесятницы относится к числу Двунадесятых переходящих церковных праздников. В день праздника Пятидесятницы, обычно сразу после Литургии, совершаются 9-й час и Великая вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. При этом в день Пятидесятницы сразу же после Литургии может совершаться только Великая вечерня.

На всенощном бдении Пятидесятницы поется стихира 6-го гласа «Царю Небесный». Эта молитва ежедневно многократно используется в домашних молитвах и за общественным богослужением, кроме периода с литургии Великой Субботы до Всенощного бдения Пятидесятницы. От Пасхи до Вознесения вместо этой стихиры читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она не читается (всего 49 дней).

На праздничной утрене в храмах совершается пение двух канонов Святой Троицы. Они написаны знаменитыми святыми: первый – преподобным Космой Маюмским (VIII в.), второй, как считается, – преподобным Иоанном Дамаскиным (VII-VIII вв.).

Празднование Пятидесятницы совершается на 50-й день после Пасхи не вследствие того, что христиане переняли Ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а потому, что через 50 дней после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. Поэтому и День Святой Троицы всегда является воскресным.

На иконах Пятидесятницы, также как и на иконах праздника Вознесения Господня, изображают двенадцать апостолов, причем место отпавшего Иуды Искариота обычно занимает Павел, хотя в День Сошествия Святого Духа он еще не был членом Церкви и, более того, в первое время существования Церкви был ее гонителем.

В Новом Завете прямо не упоминается, что Божья Матерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция представлять Ее на иконописных изображениях этого события основана, в частности, на словах об учениках Иисуса Христа, согласно которым после Вознесения «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Заметим, что оборот «все они единодушно» повторяется в Деян.2:1: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе».

На тех иконах праздника, где Богородица не изображена, центральное место на скамье между Петром и Павлом, как правило, представлено не занятым ни одним из апостолов в знак того, что Господь незримо присутствует среди них и именно Ему принадлежит это место.

С давних времен на Руси существует благочестивый обычай в день Святой Троицы украшать храмы березовыми ветвями, при этом пол иногда устилается свежескошенной травой. Традиционно это объясняется несколькими причинами. В частности, вспоминается ветхозаветная Пятидесятница, когда после исшествия из земли египетской евреи подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. С другой стороны, зелень символизирует душу, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа, Духовым днем и Понедельником Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Святого Духа.

«По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод».

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Просмотры (48)

Комментирование запрещено