Педагогическая секция регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Великая победа. Наследие и наследники».

 


3 декабря была проведена педагогическая секция регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Великая победа. Наследие и наследники» в рамках мероприятий  Рождественских образовательных чтений.  Местом проведения секции стала школа №35 имени А.Г. Перелыгина города Орла.

Согласно указанной теме это мероприятие было посвещено обсуждению актуальных вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Формой проведения мероприятия являлся круглый стол. Участники круглого стола познакомились с эффективными практиками  в области гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, представленными участниками мероприятия. Особое место занимал вопрос о взаимодействии РПЦ, общества, государства в духовно-нравственном воспитании современной молодежи как одной из стратегий патриотического воспитания.

В мероприятии принимал участие настоятель нашего храма – протоиерей Николай Шумских. Отец Николай выступил с докладом, такт которого мы предлагаем ниже.

«Тема Рождественских чтений 2020 года, конечно же, связана с юбилейной датой – Великой Победой в Великой Отечественной войне. Она так и звучит: «Великая Победа: наследие и наследники». 75 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы будем праздновать в следующем году. Это значит, что почти не осталось очевидцев той страшной войны. И то, что мы с вами знаем, мы знаем от очевидцев, а наши дети будут знать от нас. Наши дети будут задавать нам вопросы. И мы должны на них отвечать максимально честно, потому что, отвечая на них, мы отвечаем многим поколениям вперед. Мы с вами – посредники между тем поколением, которое видело войну, и тем, которое, дай Бог, никогда ее не увидит. Как известно, от поколения ветеранов Великой Отечественной войны до наших дней дожили единицы.

Последние годы, 9-го мая, когда мы празднуем победу по улицам нашего города, движется колона жителей города, несущих в руках портреты своих родственников-фронтовиков-это марширует «Бессмертный полк», объединяющий сотни тысяч человек из 80 государств. Эта акция превратилась в большое движение. И, несмотря на попытки вмешаться в этот процесс, желание некоторых чиновников увеличить количество участников и тем самым обесценить саму идею, «Бессмертный полк» все-таки стал по-настоящему народным движением.  Не силами особых технологий, а благодаря внутренней потребности души. Я назвал бы ее неосознанной жаждой бессмертия.

Шествие Бессмертного полка – это не выдуманная политическая акция, а своего рода молитва за всех наших родных и близких, чью жизнь прервала или покалечила страшная война. А еще – свидетельство о Воскресении и реальности вечной жизни. Ведь мы сердцем чувствуем, что все павшие у Бога живы. И потому Победу мы празднуем все вместе.

Бессмертный полк – это еще и попытка осмыслить войну, ее наследие с точки зрения вечности, увидеть себя наследниками победителей, а не народом, находящимся в вечном кризисе – экономическом, политическом, нравственном, а самое главное мировоззренческом.

В современном обществе идут мучительные поиски нового содержания системы отечественного образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, утверждавшихся на безверии и атеизме, но к основам, допускающим полноценное содружество веры и науки, еще не пришло. В этом духовном поиске участвует духовенство, педагоги, ученые, руководители, решая сложную проблему: каким должно быть содержание образования, ориентированного на православную духовную традицию и востребованного современным подрастающим поколением. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Для ее сохранения необходимо бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, искреннее уважение к чувствам верующих, к их религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную самобытную цивилизацию России.

Сейчас особенно важно, насколько соборным будет соработничество всех институтов образования: школы, семьи, Церкви и Государства — для того, чтобы подрастающее поколение могло противостоять греховным коллизиям секулярного общества. В результате духовно-нравственного становления личности, в основе которого лежит стяжание добродетелей, формируются нравственные чувства и нравственный облик человека, его нравственная позиция. Духовно-нравственная личность — это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий духовную рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло.

Идея создания системы воспитания, в основе которой лежит учение о добродетели, возникает и развивается в трудах вселенских учителей и святителей, великих Отцов Церкви IV века, в первую очередь — Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина), Иоанна Златоустого. Мне хотелось-бы Вам предложить конкретные шаги в духовно-нравственном воспитании личности на примере наставлений в творениях Св. Василия Великого.

О просвещении юношества святитель Василий Великий проявлял деятельное попечение. Известен случай посещения Василием Великим Антиохийского училища, где он беседовал с юными слушателями и по просьбе философа Ливания в краткой форме изложил основные положения своего учения. Представленные здесь как свод правил для учеников духовной школы, они являют собой необходимую основу воспитания внешнего и внутреннего благочестия.

Правила Василия Великого для учеников духовной школы

1 Храни чистоту сердца.

2 Стремись к телесному бесстрастию.

3 Ходи скромно.

4 Громко не говори.

5 Слово произноси скромное.

6 Будь умерен в пище и питии.

7 При старших не говори.

8 Повинуйся начальникам.

9 Твори нелицемерную любовь к равным и к низшим.

10 Отделяйся от людей злых, суетных, привязанных к плотским удовольствиям.

11 Меньше говори, а больше слушай и вникай.

12 Не будь многоглаголевым и безрассудным в слове.

13 Не смейся над другими.

14 Не вступай в беседу с безнравственными людьми.

15 Обращай очи долу, а душу обращай горе.

16 Избегай споров.

17 Не ищи почестей этого мира.

18 Не стремись учительствовать.

19 Ожидай награду в вечных воздаяниях от Бога.

Для Рождественских чтений всегда выбирается какая-то актуальная, серьезная, глубокая тема. Тема «Наследие и наследники» – это как передать последующим поколениям то, что буквально вынесли на своих плечах победители в Великой Отечественной войне, то есть наши прадеды, наши деды; как передать эту победу, этот мир, эту заботу о мире. Прошло достаточно много времени; в следующем году мы будем праздновать семьдесят пять лет со дня Победы. И с каждым годом, с каждым десятилетием эта победа становится для нас, может быть, очень важной, потому что ее очень сложно сохранить.

Это тоже очень важный процесс, когда мы осознаем свое историческое наследие, не исключаем то, что происходило в нашей стране много десятилетий назад. Сегодня у нас есть возможность по-новому взглянуть на какие-то события истории. Но весь этот взгляд на события трагедий ХХ века или еще более поздние – это все разговор о сегодняшнем дне, то есть: что это для тебя сегодня? Какое значение имеет это для тебя сегодня? Готов ли ты совершать тот подвиг, который совершали твои прадеды, деды?

Самое главное, что передают нам люди, которые победили в Великой Отечественной войне, – это мир. Если мы не будем поддерживать мир (мир друг с другом, в обществе, между сообществами, народами, странами), то наше будущее станет очень хрупким. Печально, когда человек идет на поводу у своей злобы, своих страстей. Это может лишить его той надежды, которую предыдущие поколения вкладывали в нас – своих потомков. Поэтому будем бережно относиться к своему наследию, чтобы сохранить этот мир, который передали нам наши прадеды, сохранить способность отдать свою жизнь за ближних. Если это есть, значит, мы по-прежнему сохраняем наследие наших предков, значит будущее в наших руках».

 

Просмотры (38)

Комментирование запрещено